В режиме «короны»
Особые требования к работе аптек во время пандемии: на что смотрит Роспотребнадзор и какие штрафы придётся заплатить за нарушения
Ещё не совсем оправившись от штамма «дельта», мир насторожённо замер перед волной «омикрона». Как ни крути, на сегодняшний день против COVID-19 срабатывают только три не универсальных защитных фактора: силы собственного организма, вакцинация, а также использование надёжных респираторов вкупе с мерами социального дистанцирования. Необходимость применения этих и прочих санитарных мер стала с прошлого года одним из обязательных требований к деятельности аптечных организаций. А инспекторы Роспотребнадзора следят за их исполнением, иногда приходя в аптеки и аптечные пункты с проверками. В этой статье мы решили напомнить коллегам обо всех «коронавирусных» требованиях и связанных с ними штрафах, а также привести реальные примеры того, как регулятор контролирует их нарушение.
Грубые нарушения санитарных требований в аптеке
Сайт Управления Роспотребнадзора по г. Москве сообщает, что 1 ноября минувшего года сотрудники территориальных отделов в Северо-Восточном и Юго-Восточном округах провели контрольные мероприятия в двух аптечных пунктах (обозначим их буквами «А» и «Б»). Перечислим нарушения обязательных требований, в том числе направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, которые были выявлены в ходе упомянутых проверок:
- В аптечных залах, на полу, не была нанесена разметка для соблюдения социального дистанцирования;
- Как следствие этого, проверяющие зафиксировали, что безопасная дистанция клиентами не соблюдалась;
- В аптечном пункте «А» не было обнаружено антисептиков для обработки рук. Зафиксировано также, что в нем не проводилась ежедневная бесконтактная термометрия работников, целью которой является своевременное отстранение от работы сотрудников с повышенной температурой и/или признаками респираторных заболеваний. Кроме того, отсутствовал журнал регистрации этих сведений;
- Сотрудники аптечного пункта «Б» не следили за соблюдением масочного режима посетителями и самими сотрудниками, допускали обслуживание посетителей, не носящих медицинские маски или респираторы;
- В этом же аптечном пункте проверяющим не были предъявлены сертификаты о вакцинации персонала против COVID-19;
- В аптечном пункте «А» не осуществлялось обеззараживание воздуха, отсутствовал разрешённый к применению в присутствии людей рециркулятор, не проводилась обработка высококонтактных поверхностей дезинфицирующими средствами;
- Сотрудники аптечного пункта «Б» не представили проверяющим журнал учёта работы УФ-бактерицидного облучателя. Кроме того, в этом аптечном пункте дезинфицирующие средства применялись с нарушением инструкций, а документы, подтверждающие обработку и уборку помещений, предъявлены не были.
Пандемия и рост штрафов
Как видно, инспекторы подошли к делу со всей тщательностью. Это позволяет сделать вывод, что персоналу аптеки следует особо внимательно следить за исполнением «коронавирусных» ограничений, так как шанс оказаться в списках нарушителей крайне высок. Перейдём от правонарушений к административной ответственности за них. Здесь есть важный нюанс. Если бы нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения были обнаружены в том или ином аптечном объекте до начала 2020 года, то нарушитель имел бы шанс, образно говоря, «отделаться лёгким испугом». Его действия в таком случае квалифицировались бы согласно части 1 статьи 6.3 КоАП, мера административной ответственности по которой указана в левом столбце нижеследующей таблицы.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП (действовала до пандемии и будет действовать после неё) |
Часть 2 статьи 6.3 КоАП (действует в условиях пандемии) |
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил… | Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации (ЧС) или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления… ограничительных мероприятий (карантина)… |
Мера ответственности | |
для граждан – предупреждение или наложение административного штрафа (АШ) в размере от 100 до 500 руб.; для должностных лиц – АШ от 500 до 1000 руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ) – АШ от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности (АПД) на срок до 90 суток; для юридических лиц – АШ от 10000 до 20 000 руб. или АПД на срок до 90 суток. |
для граждан – АШ от 15 000 до 40 000 руб.; для должностных лиц – АШ от 50 000 до 150 000 руб.; для ПБОЮЛ – АШ от 50 000 до 150 000 руб. или АПД на срок до 90 суток; для юридических лиц – АШ от 200 000 до 500 000 руб. или АПД на срок до 90 суток. |
Однако в апреле 2020 года, в начале пандемии, была введена в действие часть 2 статьи 6.3 КоАП, которая установила ответственность за подобные нарушения «при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления… ограничительных мероприятий (карантина)». Иными словами, пока мы официально переживаем пандемию, применяется не часть 1, а часть 2 упомянутой статьи КоАП. Содержание последней отражено в правом столбце таблицы:
У статьи 6.3 КоАП есть и третья часть. Она касается тех случаев, когда нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения привели к причинению вреда здоровью человека (если они при этом не содержат признаков уголовно наказуемого деяния). Административная ответственность по этой части статьи ещё выше: для граждан — АШ от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб., для юридических лиц и ПБОЮЛ — АШ от 500 тыс. до 1 млн руб. или АПД на срок до 90 суток.
Оштрафовали и закрыли
Таблица показывает, что штрафы в период пандемии возросли многократно. Например, для юридических лиц их нижний порог вырос в 20 раз, а верхний — в 25. Поскольку проверенные аптечные пункты, о которых идёт речь выше, относятся к юридическим лицам, то меру их ответственности определяют нижние строки таблицы.
Сайт Управления Роспотребнадзора по г. Москве сообщает, что протоколы об административных правонарушениях по результатам упомянутых выше контрольных мероприятий в аптечных пунктах «А» и «Б» были составлены по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Кроме того, были составлены протоколы об административном приостановлении деятельности. Аптечные пункты были опечатаны до решения суда.
В режиме повышенной готовности
Есть такой давно принятый закон — от 21.12.1994 № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Его 6‑й пункт определяет три режима функционирования органов госвласти: режимы повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Напомним, что режим повышенной готовности был введён во всех субъектах федерации ещё в марте 2020 г., в начале пандемии.
Эта информация важна потому, что часть 2 статьи 6.3 КоАП — не единственная единица нашего законодательства, в соответствии с которой объект розничной торговли может быть привлечён к административной ответственности за вышеперечисленные нарушения. Есть ещё статья 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения» (отметим, что режим повышенной готовности вводится фактически при угрозе возникновения ЧС).
Статья 20.6.1 КоАП определяет меру ответственности за нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности. Она состоит из двух частей, содержание которых отражено в нижеследующей таблице:
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП | Часть 2 статьи 20.6.1 КоАП |
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности… за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП |
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, повлекшее за собой причинение вреда здоровью человека или имуществу (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП и если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния) Повторное совершение нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП |
Мера отвественности | |
для граждан – АШ от 1000 до 30 000 руб.; для должностных лиц – АШ от 10 000 до 50 000 руб.; для ПБОЮЛ – АШ от 30 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц – АШ от 100 000 до 300 000 руб. |
для граждан – АШ от 15 000 до 50 000 руб.; для должностных лиц – АШ от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц и ПБОЮЛ – АШ от 500 тыс. до 1 млн руб. или АПД на срок до 90 суток. |
Две статьи
Теперь поясним, почему работникам аптек необходимо держать в уме обе статьи КоАП, о которых идёт речь выше. Для этого, прежде всего, обозначим сферы их применения. Напомним, что одна из них, статья 6.3, устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а другая, статья 20.6.1 — за нарушение правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Иными словами, сфера применения второй шире, поскольку она касается не только сугубо санитарных правил.
Поскольку проверки аптечных пунктов «А» и «Б», о которых шла речь выше, проводились Роспотребнадзором, и подавляющее большинство выявленных недостатков являлись нарушениями санитарных правил, вполне закономерно, что в этих случаях была применена статья 6.3 КоАП. Также следует отметить, что за 2 года по административным делам, связанным с нарушениями особых обязательных норм периода пандемии, уже накопилась довольно внушительная судебная практика.
Например, она показывает, что протоколы по делам, связанным с отсутствием специальной разметки в тех или иных объектах розничной торговли, зачастую составляются по статье 20.6.1. А мера ответственности по ней — если, конечно, применяется часть 1 этой статьи (нарушение совершается в первый раз и нет ущерба здоровью) — в целом меньше, чем ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 6.3 КоАП. Самое главное — часть 1 статьи 20.6.1 не предусматривает приостановление деятельности нарушителя.
Не заражайтесь и не болейте
Что касается разработки и утверждения правил поведения при угрозе возникновения ЧС, то их конкретное содержание определялось органами власти субъектов Российской Федерации. В частности, в г. Москве эту тему регулирует Указ Мэра от 05.03.2020 № 12‑УМ, с изменениями и дополнениями, внесёнными Указом от 07.05.2020 № 55‑УМ. Например, норму о необходимости периодического измерения температуры тела работников для их допуска к работе (с обязательным отстранением в случае повышенной температуры) устанавливают пункты 2.3 и 11.1 обновлённого Указа № 12‑УМ, а необходимость соблюдения социального дистанцирования, в том числе путём нанесения специальной разметки — пункт 12.2 того же указа, и т. д.
Надеемся, что сведения, изложенные выше, помогут вам сориентироваться в теме правил поведения в период пандемии. Ведь знать их необходимо не только для того, чтобы избежать штрафов. Такие меры, как соблюдение дистанции, ношение респираторов, санобработка поверхностей в аптеке в период коронавируса и т. п. всё‑таки уменьшают риск заражения, избежать которого важно любому из нас.
10 января 2022
Текст: Самвел Григорян
Фото: depositphotos.com
Выпуск: №217, январь 20224469 просмотров
4469 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям