Акробаты, клоуны и мимы,
Дети горькой правды и отваги.
Кто мы в этой жизни — пилигримы,
Вечные скитальцы и бродяги.
Юрий Рыбчинский
Со времен первобытного общества наши предки стремились к обустройству своего жилища. Сначала люди селились в пещерах, спасаясь от непогоды и хищников, а позже стали строить дома и наполнять их различными предметами быта. Строительное ремесло и по сей день — одно из самых востребованных и динамично развивающихся, так как без крыши над головой жить в этом мире крайне трудно и неуютно. Сегодня многие из нас готовы приложить немало усилий, чтобы приобрести заветные квадратные метры, даже связав себя многолетними долговыми обязательствами.
Досье КС
Анна Танакова (Новосибирск) — клинический психолог, психолог-консультант Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая коммуникативных тренингов и тренингов личностного роста
Однако, несмотря на всю важность и прелесть домашнего очага, во все времена были и есть люди, которым это чуждо. Им претит оседлость и рутина быта, им не нравится долго засиживаться на одном месте, их манят странствия и новые впечатления. Кто‑то воспринимает таких людей как романтиков, живущих интересной и насыщенной жизнью, а кто‑то, покрутив пальцем у виска, расценит такое поведение как проявление ненадежности, легкомысленности и инфантильности. Итак, кто же они, люди, не желающие вить свое гнездо? Люди, свободные от условностей, для которых домом является весь мир, или личностно незрелые, готовые в любой момент сорваться с места и бежать без оглядки от собственных проблем? Давайте разбираться вместе.
Дом, милый дом
Что чаще всего с упоением рисуют дети? Конечно же, домики! И это не случайно, ведь образ дома — один из самых мощных и основополагающих архетипов, живущих в глубинах нашей психики. К тому же это один из самых близких, родных, значимых и понятных образов для любого человека, сопровождающих его всю жизнь, начиная с самого раннего детства. С образом дома у нас соединяется представление о жизни, любви, родителях, детях, семье.
Антрополог Светлана Климова в статье «Социально-философские аспекты анализа архетипических функций дома» отмечает важную стабилизирующую функцию дома, исцеляющую и обновляющую, а также связующую с опытом предков, рода, коллективным бессознательным. Любопытный факт: слово «домочадцы» указывает на то, что все мы являемся чадами, детьми того или иного дома. Однако дом — это не только сопричастность к опыту предков, но и зона психологического комфорта, дающая человеку уединение, свободу от социальных масок и возможность соприкоснуться с настоящим собой, что особенно важно в условиях нарастающей урбанизации и сумасшедшего темпа жизни.
Пространство дома уравновешивает, поддерживает психическое и психологическое здоровье человека. Дом — это своего рода укрытие от житейских неприятностей, ведь там нас любят и ждут. Неслучайно в нашем языке есть такое выражение «родные стены лечат»: там, где нам психологически комфортно (а дом, как правило, является таким местом), гораздо легче идти на поправку.
Человеку крайне важно иметь свое жизненное пространство, его отсутствие может вызывать серьезный внутренний дискомфорт. Например, дети, живущие в детских домах, вынуждены всегда находиться в коллективе, возможности для уединения у них практически нет, к тому же у такого ребенка фактически нет ничего своего: всё общее. Это одна из основных причин преобладающего психоэмоционального напряжения и проявления агрессии у воспитанников детских домов.
По дорогам странствий
О важности и значимости дома в жизни человека можно говорить бесконечно, но есть люди, для которых «одомашненный» образ жизни скучен и малоинтересен. Постоянное движение, путешествия, смена мест пребывания — это их стихия, придающая им силы и наполняющая их жизнь новыми впечатлениями. Обустройство своего гнезда кажется им глупым и бессмысленным занятием, ведь весь мир — это огромный прекрасный многоликий дом, жителями которого мы являемся.
Однако идея мира как дома в широком его понимании разделяется далеко не всеми, в том числе и учеными. Антрополог Светлана Климова так характеризует «граждан мира», сравнивая их в некотором смысле с маргинальными социальными элементами: «Космополиты так же бездомны, как и любой другой человек без постоянного места жительства… Внедомашнее существование следует приписать и так называемым маргиналам, тем, кто существует на меже, «на краю» (маргинал — от лат. margo — «край»). Эти люди не ощущают себя частицей какого‑либо места или сообщества. Им чуждо чувство дома, равно как и ответственность перед другими. Они предпочитают расширяющееся пространство своего движения месту, с которым отождествляли бы себя, и людям, за которых несли бы ответственность».
Дискуссии относительно идей космополитизма не утихают: хотя сторонники кочевого образа жизни обычно находятся в меньшинстве, они нередко подвергаются нападкам со стороны патриотически настроенных граждан, проповедующих принцип «где родился, там и пригодился».
Так или иначе, нельзя не отметить: именно космополитам порой в большей мере, чем кому‑либо, свойственно ощущение внутренней свободы, любознательность и готовность воплощать свои мечты в жизнь, даже если для этого необходимо плыть против течения.
Нередко «гражданами мира» становятся те, кто не готов мириться с деспотизмом государственной системы. Позиция «весь мир — мой дом» становится в таком случае своего рода выражением протеста против подавления свободы личности.
Впрочем, от такой свободы, как бы заманчива она ни была, увы, веет одиночеством. Ведь, будучи «со всеми и ни с кем», человек не может ощутить свою сопричастность к какому‑то сообществу, да и создать свою собственную семью при таком образе жизни достаточно проблематично. Когда ты один и несешь ответственность только за себя, можешь позволить себе жить как угодно, но когда на тебе лежит груз ответственности за свою семью, то многие вещи в жизни подвергаются серьезным коррективам.
Детям нужна стабильная жизненная ситуация — дом, семья, друзья, школа и так далее, поэтому сорваться с насиженного места и отправиться по дорогам странствий с детьми гораздо сложнее. Однако всегда и во всем есть исключения из правил. Например, всем нам известны славные династии военных, цирковых артистов, геологов. С детства привыкнув к переездам и проникнувшись интересами своей семьи, дети следуют традициям своего рода, столь близким и понятным им с пеленок, и в этом нет ничего плохого.
Странники-дромоманы
Путешествие, пожалуй, — одно из самых увлекательных занятий, придуманных человеком. Это возможность соприкоснуться с разными культурами и жизненными реалиями, расширить свой кругозор и пережить поистине яркие впечатления. Однако в ряде случаев страсть к путешествиям может быть совсем не безобидной и носить болезненный характер.
В психиатрии патологическая страсть к путешествиям получила название дромомании (от греч. drómos — «бег» и mania — «безумие»). Другие названия болезни — пориомания, вагабондаж. Это расстройство характеризуется страстью к бродяжничеству, непреодолимым желанием человека покинуть свой дом во что бы то ни стало. При этом план, куда направить свой путь, отсутствует: такой человек может просто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении, даже не рассматривая возможные последствия своего поступка. Больной с легкостью расстается со своими родными и близкими и со всеми своими привычными делами, всё, что ему необходимо, — это бродяжничать.
Наиболее подвержены дромомании дети, особенно подростки с компульсивными расстройствами и страдающие от психопатии. По мнению врачей, желание к первому уходу из дома может явиться следствием пережитой ребенком психологической травмы, а в дальнейшем такие уходы становятся привычным делом, к которому может привести даже незначительное событие. Скитания могут продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев, после чего дромоман чувствует внезапное облегчение, состояние душевного расслабления, и тогда может вернуться домой — если до этого времени его не вернет домой полиция. После периода спокойствия, в течение которого дромоман чувствует себя хорошо, наступает новый приступ, и всё повторяется.
Классик русской литературы Максим Горький страдал дромоманией на протяжении всей жизни. Его первые побеги из дома, как и у многих, происходили в подростковом возрасте. Рано осиротев, будущий писатель детские годы провел в доме своего деда, человека властного и жестокого. С одиннадцати лет он вынужден был зарабатывать себе на жизнь — работал старьевщиком, «мальчиком» при магазине, буфетчиком на пароходе, пекарем. Сыграла свою роль и наследственность: страстью к бродяжничеству страдал отец Горького, бабушка и прабабушка писателя по материнской линии тоже долгое время нищенствовали и бродяжничали.
«Сколько бродяг Горький ни нарисовал — а рисовал их Горький в большом количестве — все они, даже те, которые способны вызывать нашу симпатию, психопаты от роду или люди опсихопатившиеся, душевнобольные, олигофреники, всякого рода преступники и другие темные люди», — писал психиатр, доктор наук Иван Борисович Галант в своей работе «Пориомания Максима Горького», опубликованной в 1925 году в «Клиническом архиве гениальности и одаренности».
Люди, страдающие дромоманией, нуждаются в помощи специалистов — психиатров и психотерапевтов, а если проблема наблюдается у ребенка, то помощь необходима всей семье, так как семейный подход к лечению ребенка или подростка наиболее эффективен.
Путешественники или беглецы?
Сегодня люди могут позволить себе гораздо большую географическую свободу, чем раньше. Самолет может доставить нас практически в любую точку мира. При помощи портативного компьютера с доступом в Интернет можно работать и зарабатывать деньги, и при этом совершенно неважно, где вы находитесь — в душном офисе или на пляже в Малибу. А такие страны, как Таиланд и Индия, полюбились путешественникам не только своей экзотикой, но и финансовой доступностью. Сдать свою квартиру в аренду и на полученные деньги отправиться пожить, например, на Гоа — это не фантастика, а реальность. Плюсы такой свободы очевидны, если только постоянное движение по миру — не способ человека убегать от своих проблем.
Часто нам хочется начать всё с чистого листа, уйти от привычной рутины, оказаться среди незнакомых людей, которым неведомы наши прежние ошибки и неудачи. Иногда это действительно может помочь вырваться из «болота» и совершить рывок вперед, а иногда лишь открывает череду бесконечных мытарств. Ведь если меняются лишь декорации, а на личностном уровне серьезных изменений не происходит, то вряд ли в жизни произойдут качественные перемены.
Одни для бегства от проблем используют алкоголь и наркотики, другие с головой уходят в работу, кто‑то теряет рассудок, а кто‑то пребывает в постоянном движении, только чтобы не думать о том, что поистине доставляет страдания.
Если негативные ситуации повторяются и в них прослеживается похожий сценарий — это повод всерьез задуматься о том, что вы делаете не так, а не причина для очередного сбора чемодана.
В этом случае может помочь только одно средство — остановиться, прекратить совершать действия, которые лишь создают иллюзию перемен, и набраться смелости взглянуть своим проблемам в глаза самостоятельно или обратившись за помощью к психологу.
Право на мечту
Жизнь дается человеку единожды, и у каждого есть полное право прожить ее так, как он хочет. Трудно сказать, что правильно, а что нет: тщательное обустройство своего гнезда или жизнь в движении без привязанности к какому‑то конкретному месту. Это просто два совершенно разных подхода к организации своей жизни, со своими плюсами и минусами.
Иметь уютный гостеприимный дом, из которого доносится детский смех и аромат свежей сдобы, — прекрасная мечта, которая непременно заслуживает того, чтобы быть воплощенной в реальность. Неуемная жажда путешествий и приключений тоже имеет право на свое воплощение. И если путешествия для кого‑то становятся образом жизни, придающим бытию смысл и счастье, то за него остается только порадоваться.
В истории великих открытий немало имен путешественников, к идеям которых общественность относилась скептически, считая их фантазерами и мечтателями. Однако они нашли в себе силы остаться верными своей мечте и совершили открытия, перевернувшие устоявшиеся представления, послужившие новым витком развития науки.
Примером может послужить удивительная история Генриха Шлимана.
«Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную "Всемирную историю для детей". Там была изображена охваченная огнем Троя. "Где находится этот город?" — спросил мальчик. "Этого никто не знает" — ответил отец. "Когда я вырасту, я найду его!" — воскликнул сын. С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За три года изучил десять иностранных языков. Совершил путешествие вокруг света. Написал несколько книг. Стал миллионером. Внезапно в 46 лет всё бросил и увлекся археологией. Он трудился без сна и отдыха, отдавая все свои силы и сбережения своей мечте, преодолевая малярию, несговорчивость рабочих, недоверие и насмешки ученых всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле».
А. Дусавицкий, «Формула интереса»
У каждого из нас есть свои мечты, планы и представления о том, что правильно, а что нет. Все мы разные, и это само по себе ценно. И поэтому, в сущности, не важно, как организовать свою жизнь, главное — чтобы в душе царила гармония и всегда было место для мечты.
зарегистрированным пользователям