18+

Пилигримы по жизни

Пилигримы по жизни

Анна Танакова о неудержимой тяге к переездам

Акробаты, клоуны и мимы,
Дети горькой правды и ­отваги.
Кто мы в этой жизни — пилигримы,
Вечные скитальцы и ­бродяги.
Юрий Рыбчинский
 
Со времен первобытного общества наши предки стремились к обустройству своего жилища. Сначала люди селились в пещерах, спасаясь от непогоды и хищников, а позже стали строить дома и наполнять их различными предметами быта. Строительное ремесло и по сей день — одно из самых востребованных и динамично развивающихся, так как без крыши над головой жить в этом мире крайне трудно и неуютно. Сегодня многие из нас готовы приложить немало усилий, чтобы приобрести заветные квадратные метры, даже связав себя многолетними долговыми ­обязательствами.
 
Досье КС

Анна Танакова (Новосибирск) — клинический психолог, психолог-консультант Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая коммуникативных тренингов и тренингов личностного роста
Однако, несмотря на всю важность и прелесть домашнего очага, во все времена были и есть люди, которым это чуждо. Им претит оседлость и рутина быта, им не нравится долго засиживаться на одном месте, их манят странствия и новые впечатления. Кто‑то воспринимает таких людей как романтиков, живущих интересной и насыщенной жизнью, а кто‑то, покрутив пальцем у виска, расценит такое поведение как проявление ненадежности, легкомысленности и инфантильности. Итак, кто же они, люди, не желающие вить свое гнездо? Люди, свободные от условностей, для которых домом является весь мир, или личностно незрелые, готовые в любой момент сорваться с места и бежать без оглядки от собственных проблем? Давайте разбираться ­вместе.
 
Дом, милый дом
Что чаще всего с упоением рисуют дети? Конечно же, домики! И это не случайно, ведь образ дома — один из самых мощных и основополагающих архетипов, живущих в глубинах нашей психики. К тому же это один из самых близких, родных, значимых и понятных образов для любого человека, сопровождающих его всю жизнь, начиная с самого раннего детства. С образом дома у нас соединяется представление о жизни, любви, родителях, детях, ­семье.
 
Антрополог Светлана Климова в статье «Социально-философские аспекты анализа архетипических функций дома» отмечает важную стабилизирующую функцию дома, исцеляющую и обновляющую, а также связующую с опытом предков, рода, коллективным бессознательным. Любопытный факт: слово «домочадцы» указывает на то, что все мы являемся чадами, детьми того или иного дома. Однако дом — это не только сопричастность к опыту предков, но и зона психологического комфорта, дающая человеку уединение, свободу от социальных масок и возможность соприкоснуться с настоящим собой, что особенно важно в условиях нарастающей урбанизации и сумасшедшего темпа ­жизни.
 
Пространство дома уравновешивает, поддерживает психическое и психологическое здоровье человека. Дом — это своего рода укрытие от житейских неприятностей, ведь там нас любят и ждут. Неслучайно в нашем языке есть такое выражение «родные стены лечат»: там, где нам психологически комфортно (а дом, как правило, является таким местом), гораздо легче идти на ­поправку.
 
Человеку крайне важно иметь свое жизненное пространство, его отсутствие может вызывать серьезный внутренний дискомфорт. Например, дети, живущие в детских домах, вынуждены всегда находиться в коллективе, возможности для уединения у них практически нет, к тому же у такого ребенка фактически нет ничего своего: всё общее. Это одна из основных причин преобладающего психоэмоционального напряжения и проявления агрессии у воспитанников детских ­домов.
 
По дорогам странствий
О важности и значимости дома в жизни человека можно говорить бесконечно, но есть люди, для которых «одомашненный» образ жизни скучен и малоинтересен. Постоянное движение, путешествия, смена мест пребывания — это их стихия, придающая им силы и наполняющая их жизнь новыми впечатлениями. Обустройство своего гнезда кажется им глупым и бессмысленным занятием, ведь весь мир — это огромный прекрасный многоликий дом, жителями которого мы ­являемся.
 
Однако идея мира как дома в широком его понимании разделяется далеко не всеми, в том числе и учеными. Антрополог Светлана Климова так характеризует «граждан мира», сравнивая их в некотором смысле с маргинальными социальными элементами: «Космополиты так же бездомны, как и любой другой человек без постоянного места жительства… Внедомашнее существование следует приписать и так называемым маргиналам, тем, кто существует на меже, «на краю» (маргинал — от лат. margo — «край»). Эти люди не ощущают себя частицей какого‑либо места или сообщества. Им чуждо чувство дома, равно как и ответственность перед другими. Они предпочитают расширяющееся пространство своего движения месту, с которым отождествляли бы себя, и людям, за которых несли бы ­ответственность».
 
Дискуссии относительно идей космополитизма не утихают: хотя сторонники кочевого образа жизни обычно находятся в меньшинстве, они нередко подвергаются нападкам со стороны патриотически настроенных граждан, проповедующих принцип «где родился, там и ­пригодился».
 
 
Так или иначе, нельзя не отметить: именно космополитам порой в большей мере, чем кому‑либо, свойственно ощущение внутренней свободы, любознательность и готовность воплощать свои мечты в жизнь, даже если для этого необходимо плыть против ­течения.
Нередко «гражданами мира» становятся те, кто не готов мириться с деспотизмом государственной системы. Позиция «весь мир — мой дом» становится в таком случае своего рода выражением протеста против подавления свободы ­личности.
 
Впрочем, от такой свободы, как бы заманчива она ни была, увы, веет одиночеством. Ведь, будучи «со всеми и ни с кем», человек не может ощутить свою сопричастность к какому‑то сообществу, да и создать свою собственную семью при таком образе жизни достаточно проблематично. Когда ты один и несешь ответственность только за себя, можешь позволить себе жить как угодно, но когда на тебе лежит груз ответственности за свою семью, то многие вещи в жизни подвергаются серьезным ­коррективам.
 
Детям нужна стабильная жизненная ситуация — дом, семья, друзья, школа и так далее, поэтому сорваться с насиженного места и отправиться по дорогам странствий с детьми гораздо сложнее. Однако всегда и во всем есть исключения из правил. Например, всем нам известны славные династии военных, цирковых артистов, геологов. С детства привыкнув к переездам и проникнувшись интересами своей семьи, дети следуют традициям своего рода, столь близким и понятным им с пеленок, и в этом нет ничего ­плохого.
 
Странники-дромоманы
Путешествие, пожалуй, — одно из самых увлекательных занятий, придуманных человеком. Это возможность соприкоснуться с разными культурами и жизненными реалиями, расширить свой кругозор и пережить поистине яркие впечатления. Однако в ряде случаев страсть к путешествиям может быть совсем не безобидной и носить болезненный ­характер.

В психиатрии патологическая страсть к путешествиям получила название дромомании (от греч. drómos — «бег» и mania — «безумие»). Другие названия болезни — пориомания, вагабондаж. Это расстройство характеризуется страстью к бродяжничеству, непреодолимым желанием человека покинуть свой дом во что бы то ни стало. При этом план, куда направить свой путь, отсутствует: такой человек может просто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении, даже не рассматривая возможные последствия своего поступка. Больной с легкостью расстается со своими родными и близкими и со всеми своими привычными делами, всё, что ему необходимо, — это ­бродяжничать.

Наиболее подвержены дромомании дети, особенно подростки с компульсивными расстройствами и страдающие от психопатии. По мнению врачей, желание к первому уходу из дома может явиться следствием пережитой ребенком психологической травмы, а в дальнейшем такие уходы становятся привычным делом, к которому может привести даже незначительное событие. Скитания могут продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев, после чего дромоман чувствует внезапное облегчение, состояние душевного расслабления, и тогда может вернуться домой — если до этого времени его не вернет домой полиция. После периода спокойствия, в течение которого дромоман чувствует себя хорошо, наступает новый приступ, и всё ­повторяется.
 
Классик русской литературы Максим Горький страдал дромоманией на протяжении всей жизни. Его первые побеги из дома, как и у многих, происходили в подростковом возрасте. Рано осиротев, будущий писатель детские годы провел в доме своего деда, человека властного и жестокого. С одиннадцати лет он вынужден был зарабатывать себе на жизнь — работал старьевщиком, «мальчиком» при магазине, буфетчиком на пароходе, пекарем. Сыграла свою роль и наследственность: страстью к бродяжничеству страдал отец Горького, бабушка и прабабушка писателя по материнской линии тоже долгое время нищенствовали и ­бродяжничали.
 
«Сколько бродяг Горький ни нарисовал — а рисовал их Горький в большом количестве — все они, даже те, которые способны вызывать нашу симпатию, психопаты от роду или люди опсихопатившиеся, душевнобольные, олигофреники, всякого рода преступники и другие темные люди», — писал психиатр, доктор наук Иван Борисович Галант в своей работе «Пориомания Максима Горького», опубликованной в 1925 году в «Клиническом архиве гениальности и ­одаренности».
 
Люди, страдающие дромоманией, нуждаются в помощи специалистов — психиатров и психотерапевтов, а если проблема наблюдается у ребенка, то помощь необходима всей семье, так как семейный подход к лечению ребенка или подростка наиболее ­эффективен.
 
Путешественники или ­беглецы?
Сегодня люди могут позволить себе гораздо большую географическую свободу, чем раньше. Самолет может доставить нас практически в любую точку мира. При помощи портативного компьютера с доступом в Интернет можно работать и зарабатывать деньги, и при этом совершенно неважно, где вы находитесь — в душном офисе или на пляже в Малибу. А такие страны, как Таиланд и Индия, полюбились путешественникам не только своей экзотикой, но и финансовой доступностью. Сдать свою квартиру в аренду и на полученные деньги отправиться пожить, например, на Гоа — это не фантастика, а реальность. Плюсы такой свободы очевидны, если только постоянное движение по миру — не способ человека убегать от своих ­проблем.
 
Часто нам хочется начать всё с чистого листа, уйти от привычной рутины, оказаться среди незнакомых людей, которым неведомы наши прежние ошибки и неудачи. Иногда это действительно может помочь вырваться из «болота» и совершить рывок вперед, а иногда лишь открывает череду бесконечных мытарств. Ведь если меняются лишь декорации, а на личностном уровне серьезных изменений не происходит, то вряд ли в жизни произойдут качественные ­перемены.
 
Одни для бегства от проблем используют алкоголь и наркотики, другие с головой уходят в работу, кто‑то теряет рассудок, а кто‑то пребывает в постоянном движении, только чтобы не думать о том, что поистине доставляет ­страдания.
 
Если негативные ситуации повторяются и в них прослеживается похожий сценарий — это повод всерьез задуматься о том, что вы делаете не так, а не причина для очередного сбора ­чемодана.
 
В этом случае может помочь только одно средство — остановиться, прекратить совершать действия, которые лишь создают иллюзию перемен, и набраться смелости взглянуть своим проблемам в глаза самостоятельно или обратившись за помощью к ­психологу.
 
Право на мечту
Жизнь дается человеку единожды, и у каждого есть полное право прожить ее так, как он хочет. Трудно сказать, что правильно, а что нет: тщательное обустройство своего гнезда или жизнь в движении без привязанности к какому‑то конкретному месту. Это просто два совершенно разных подхода к организации своей жизни, со своими плюсами и ­минусами.
 
Иметь уютный гостеприимный дом, из которого доносится детский смех и аромат свежей сдобы, — прекрасная мечта, которая непременно заслуживает того, чтобы быть воплощенной в реальность. Неуемная жажда путешествий и приключений тоже имеет право на свое воплощение. И если путешествия для кого‑то становятся образом жизни, придающим бытию смысл и счастье, то за него остается только ­порадоваться.
 
В истории великих открытий немало имен путешественников, к идеям которых общественность относилась скептически, считая их фантазерами и мечтателями. Однако они нашли в себе силы остаться верными своей мечте и совершили открытия, перевернувшие устоявшиеся представления, послужившие новым витком развития ­науки.
Примером может послужить удивительная история Генриха ­Шлимана.
 
«Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную "Всемирную историю для детей". Там была изображена охваченная огнем Троя. "Где находится этот город?" — спросил мальчик. "Этого никто не знает" — ответил отец. "Когда я вырасту, я найду его!" — воскликнул сын. С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За три года изучил десять иностранных языков. Совершил путешествие вокруг света. Написал несколько книг. Стал миллионером. Внезапно в 46 лет всё бросил и увлекся археологией. Он трудился без сна и отдыха, отдавая все свои силы и сбережения своей мечте, преодолевая малярию, несговорчивость рабочих, недоверие и насмешки ученых всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в ­земле».
А. Дусавицкий, «Формула интереса»
 
 

У каждого из нас есть свои мечты, планы и представления о том, что правильно, а что нет. Все мы разные, и это само по себе ценно. И поэтому, в сущности, не важно, как организовать свою жизнь, главное — чтобы в душе царила гармония и всегда было место для ­мечты.

 

2686 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.