18+

Всему свое время

Всему свое время

 Варвара Вишнякова разобралась, почему мы сидим в социальных сетях вместо того, чтобы работать

 

Что вы делаете первым делом, когда приходите на рабочее место? Наливаете чай? Составляете план на день? Делаете самое важное или неприятное дело? Я, например, первым делом просматриваю френд-ленты социальных сетей, а потом заглядываю в «Живой журнал» – нет ли там новых комментариев и сообщений? Заодно читаю посты друзей и смотрю красивые картинки. Затем на почту приходит уведомление о том, что кто-то хочет добавить меня в друзья на «Одноклассниках» – нужно срочно проверить. Когда я собираюсь наконец-то заняться работой, на часах уже половина двенадцатого. Я злюсь, что опять ничего не успеваю (скоро уже и обед!), но поделать с собой ничего не могу. Странное дело: мне кажется, что я просидела в Сети 10 минут, а на самом деле оказывается – полтора-два часа. И всё это, разумеется, в ущерб работе. Когда варианты оправданий перед начальством за «бесцельно прожитые часы» и проблемы со сроками выполнения заданий у меня просто закончились, я задумалась: почему же так происходит?

 

Нельзя помиловать!

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, аккаунты в социальных сетях имеют 82% пользователей Интернета. Вряд ли работодателю понравится, что его сотрудники бороздят просторы Всемирной сети вместо выполнения срочных заданий. Поэтому, чтобы увлекательная болтовня в «Одноклассниках» и Facebook не отвлекала от рабочего процесса, доступ на эти сайты зачастую просто отключают: согласно данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, соцсети запрещены в 63% российских компаний.

Многие сотрудники считают такую меру со стороны руководства слишком радикальной. Что ж, по-своему они правы: ведь чрезмерное увлечение социальными сетями – это, скорее, показатель того, что с человеком и/или его отношением к работе происходит что-то не то. Разумеется, работодатель не может вникнуть в проблемы каждого сотрудника (особенно если у него их тысячи!), и мы должны сами задать себе вопрос: почему социальные сети кажутся нам интереснее работы?

 

Все свободны

После небольшого опроса знакомых, выяснилось, что «история с социальными сетями» актуальна не только для меня. Моя подруга Марина работает менеджером по продажам и частенько «сидит» в «Одноклассниках», когда ей приходится ждать ответа клиента или документов от бухгалтерии. Марине, конечно, есть чем заняться, но… в социальных сетях время летит быстрее, да и ожидание кажется не таким долгим.

Почему так происходит?

«В этом случае любой способ убить время помогает сохранить необходимую степень комфорта, структурирует ожидание, – объясняет психолог и бизнес-тренер Юрий Карпенков (Москва). – Фактически “убийцы времени” (радио, Интернет, фотографии, картинки, игры, общение в сетях) – это альтернатива откровенной скуке, спасение от полной деградации. Ведь тотальное безделье разрушительно и для тела, и для мозга».

Что делать?

Юрий Карпенков рекомендует: «Ищите такую работу, которая бросает вам вызов, требует напряжения всех сил, дает перспективу роста и развития».

Трудно представить бизнесмена, который замыслил запустить новый эффективный бизнес-проект, а сам тратит время на что-то пустое, бессмысленное. Конечно, можно продолжать «отсиживать» рабочие часы и ждать, когда руководитель уделит вам время, поможет создать мотивацию к работе, но можно и самому поставить для себя интересную цель. Например, занять более престижную и высокооплачиваемую позицию. В конце концов, это ваш выбор – весело, но бесцельно проводить время в соцсетях или работать, добиваться поставленных целей, уважать и ценить себя за это, развиваться как специалист и личность. Помните: если вы сами будете стремиться к развитию, то всегда останетесь в выигрыше.

 

Матрица: перегрузка

Моя коллега Анна постоянно сталкивается с противоположной ситуацией: на нее взвален такой объем работы, что она просто не знает, за что хвататься – всё с пометкой «срочно!», «вчера!» и «немедленно!». И так каждый день. «Я машинально захожу на сайт, чтобы расслабиться и подумать, с чего бы начать. А когда отвлекаюсь, выясняется, что и время пролетело, и дела не сделаны», – рассказывает Анна.

Почему так происходит?

«В таком случае соцсети – это одна из форм бессознательного саботажа слишком сложной задачи, – объясняет Юрий Карпенков. – Мозг, не умея решать новый сложный вопрос, не может признаться сам себе: “Я этого не могу!” И, вместо обращения за профессиональной помощью к коллеге или начальнику, мы ищем временного суррогатного утешения в зоне чего-то легкого, знакомого, привычного, заведомо позитивно окрашенного. Иными словами – ждем “психологического поглаживания” от общения, которое можно получить в социальных сетях».

Такие ситуации могут случаться с новичками, которые еще не успели войти в курс дела на новом месте. Или когда специалист просто не обладает необходимыми навыками работы в цейтноте: не умеет расставлять приоритеты, разбивать цель на задачи, а задачи – на шаги. Краткий отдых в соцсети может быть и своеобразным ритуалом настройки, способом собраться с силами, успокоиться, сосредоточиться и приступить к действию, но если «настройка» отнимает у вас большее время, чем само дело, то это уже становится проблемой.

 

Что делать?

«Рекомендацией на уровне здравого смысла может быть такая: поменять ритуал на альтернативный, – рекомендует Юрий Карпенков. – Да и переключение видов деятельности с целью снять утомление действительно более эффективно. Можно отойти от компьютера, прогуляться по свежему воздуху, размять мышцы, выпить кофе. Это лучше, чем продолжать сидеть и смотреть в экран».

Кроме того, стоит научиться оценивать поставленные задачи на предмет того, насколько они соответствуют уровню вашей компетенции. Если все в порядке, то нужно представить механизм их решения, обозначить сроки и критерии успешного выполнения. Если же вы чувствуете, что задача для вас сложна – нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью. Главное – четко определить, в чем конкретно для вас эта помощь будет заключаться, и предложить свои варианты решения.

 

На глубине

Любой, даже самый лучший сотрудник – прежде всего живой человек. Со своими горестями, опасениями, сомнениями, проблемами и заботами. Стоит вспомнить об этом перед тем, как клеймить его позором и обвинять в лени и непрофессионализме, застукав на месте преступления, когда он пишет лирическую зарисовку в «Живом журнале». Вполне вероятно, что причиной ухода от рабочих будней стали личные мотивы.

Почему так происходит?

«Человек, которому каждый раз нужно полчаса, чтобы настроиться на работу, явно испытывает дефицит энергии или недостаток мотивации. Нужно срочно искать причину нехватки энергии, устранять ее и обеспечивать человека новыми ресурсами», – объясняет Юрий Карпенков.

Есть несколько самых распространенных каналов утечки энергии у людей. Во-первых, это следование негативным семейным сценариям: когда человек живет не своей жизнью, а неосознанно копирует негативный опыт старших поколений. Во-вторых, когда поддается воздействию так называемых людей-«вампиров», которые крадут его энергию, заставляя выслушивать исповеди, рассказы о своих проблемах. Наконец, много сил отнимают негативные события в личной жизни (расставание с любимым человеком, трудности в общении с близкими и так далее).

Что делать?

Для начала – определить, куда уходит ваша энергия. Может случиться так, что самостоятельно обнаружить это будет сложно. В такой ситуации нет ничего плохого в том, чтобы обратиться к специалисту – коучу или психологу. После того как вы определите причину упадка сил, уже можно будет наметить пути решения проблемы, понять, как лучше восстановиться, и продолжить радоваться жизни и продуктивно работать. Главное – вовремя задать себе вопрос: а почему я так много времени провожу в социальных сетях? И постараться ответить себе на него честно.

 

Подумаю об этом завтра

Наконец, бессрочное пребывание в социальных сетях – не что иное, как отличный способ отложить на потом какое-то неприятное дело. Психологи объясняют подобные поступки прокрастинацией – склонностью к постоянному увиливанию от работы. По данным психологов, устойчивая прокрастинация присуща 15–20% людей, и – что интересно – за последние 25 лет эти показатели выросли.

Существуют разные причины возникновения этого так называемого «синдрома завтра»: нерешительность, страх неудачи и неодобрения со стороны окружающих, неуверенность в себе и даже перфекционизм. Возможно, вы стремитесь нагнетать напряжение: откладывание дел «до последнего» создает остроту момента, что приводит к мобилизации всех сил, полной концентрации, повышает активность всех психических процессов. Если вы думаете, что такой способ работы более эффективный и всегда приведет к нужному результату, то ошибаетесь. Вам просто может не хватить времени на выполнение задачи.

Психолог Ноах Милграм еще в начале 90-х годов прошлого века выделил два вида прокрастинации: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений. В первом случае заниженная самооценка, неуверенность в себе или опыт прошлых неудач выполнения такой работы вызывают у человека тревогу, страх, особенно – если результат его труда будут оценивать публично. Вот он и стремится избежать напряжения, связанного с этой работой, поэтому и откладывает решение задач. И приступает к работе тогда, когда страшнее не выполнить дело в принципе, чем сделать его хоть как-то. В такой ситуации важно оценить свой прошлый опыт, соотнести с текущими возможностями, найти новые ресурсы (прочитать книги, обратиться за советом к более опытному специалисту). И, вооружившись знаниями, решать задачу, надеясь на успех. Ведь провал не может повториться: вы пользуетесь совершенно иными средствами, у вас есть опыт и понимание слабых мест, которые можно укрепить.

Во втором случае (откладывание принятия решений) – чем дальше по времени событие от настоящего момента, тем меньше влияния оно оказывает на принятие решений. Доктор психологических наук Евгений Ильин, автор книги «Работа и личность», полагает: мы откладываем важные дела ради врожденного стремления к получению сиюминутного удовольствия. И здесь важно иметь долгосрочную цель. Спрашивать себя: что мне важнее – провести полчаса в Интернете или отправить отчет, чтобы получить статистику раньше? Важно представлять, как решение одной небольшой задачи влияет на успешность вашего профессионального пути в принципе.

Есть и еще одна причина, по которой мы откладываем дела, уделяя больше времени социальным сетям, чем работе: сильная потребность противостоять установленным извне правилам и срокам. Например, когда вы не можете изменить существующую систему, но недовольны ей. Нарушая сроки, вы как будто доказываете свою независимость и правоту и устраняете внутренний конфликт, связанный с проявлением своей воли. Так подумайте: вместо того чтобы регулярно срывать сроки поставок из-за того, что видите недочеты в работе службы логистики – проявите инициативу, внесите свои предложения. Или смиритесь, или ищите новую работу. Но не забывайте: идеального места, где все и всё работает отлаженно как часы – в природе не существует.

 

Осознанный выбор

На самом деле, когда речь заходит о работе и о том, почему мы ее избегаем, следует задуматься над самым важным вопросом в своей жизни: берем ли мы на себя ответственность за собственное счастье и успех? Ведь так удобно свалить всю вину на начальство, которое заваливает делами, на партнеров, которые не успевают вовремя предоставить документы и так далее… Удобно обвинить кого-то в собственных неудачах и жить спокойно дальше. Однако важно знать: мы не пользуемся самым важным ресурсом, которым наделила нас природа и который отличает человека от всех животных. Это – осознанность, способность понимать, что с нами происходит, и выбирать нужный нам путь, принимать решения. Специалист по эффективному планированию времени Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» утверждал: мы можем оказываться в самых сложных и неприятных ситуациях. Но всегда свободны выбирать – как на эту ситуацию отреагировать. Так давайте пользоваться этой свободой, принимать решения и действовать. А не прятаться за красивой ширмой социальных сетей.

1992 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.