18+

Хорошо горят!

Хорошо горят!

Анна Долаевская о том, насколько опасны «горящие путевки»

Мало кто не мечтает провести неделю-другую на теплом песочке у моря или отправиться осматривать достопримечательности старушки-Европы — что может быть лучше после насыщенных трудовых будней? И каждый — такова уж человеческая натура — хочет получить максимум удовольствия за небольшие деньги. Мы помним поговорки о «бесплатном сыре» и о том, что «скупой платит дважды», но… вот есть же такие заманчивые предложения от турфирм: на 10, 20, а то и все 35% дешевле! И называются они «горящими» — может, и правда потому, что расходятся как горячие пирожки?

Так что же такое «горящий тур»? Так ли выгодны подобные предложения от туристических агентств, как может показаться? В каких случаях стоит рассматривать варианты покупки «горящей путевки», а в каких лучше не гоняться за дешевизной? Давайте разберемся вместе.

Горит синим пламенем?

Итак, начнем сначала. Определение «горящий тур» появилось в России около 10 лет назад, когда российская туриндустрия начала свое стремительное развитие — экономический подъем страны реализовал желание многих людей путешествовать, а туроператорам стало понятно, что можно предлагать путевки не только заранее, но и когда «вылет уже завтра» — и вылет «завтра» был и остается существенно дешевле. Почему? Ответ прост. Дело в том, что крупные туроператоры, как правило, предлагают туристу уже сформированный стандартный «пакет», который включает в себя перелет, проживание в отеле, и различные варианты питания. То есть туроператор заранее выкупает места в самолете и/или определенное количество мест в отеле, которые потом и реализует туристу. Но, к сожалению, экономические риски не всегда возможно просчитать, и за несколько дней до поездки туроператору становится очевидным, что, скажем, четверть «пакетов» не выкуплена. И он начинает продавать их фактически по себестоимости, не получая с этого прибыли, но зато отработав тур не в убыток. Путевки, срок реализации которых колеблется от нескольких часов до нескольких дней, и называют «горящими».

 

 

Отсюда правило номер один: действительно «горящий» тур можно купить только накануне поездки. На Западе туры с вылетом «уже завтра» называются last minute, дословно — «в последнюю минуту». Поэтому для тех, кто не ограничен жесткими рамками срока отпуска или иными обстоятельствами, «горящая» путевка — действительно хороший шанс сэкономить на поездке от 30 до 50% ее стоимости.

Разница в определениях

К сожалению, словосочетание «горящий тур» настолько полюбилось потребителю, что недобросовестные фирмы используют его во множестве ситуаций. Если вам предлагают «горящий» тур с вылетом за 2-3 недели, то, скорее всего, пытаются продать «раннее бронирование» — оно не имеет никакого отношения к нашей истории. Также некоторые туроператоры очень часто используют термин «отказная путевка», пытаясь убедить клиента, что она «горит», и надо брать как можно быстрее. Это не так: одним из условий аннуляции подтвержденного бронирования является возмещение туроператору фактически понесенных расходов. Проще говоря, отказавшись от поездки накануне вылета, турист обязан возместить оператору стоимость путевки. И путевка благополучно возвращается в систему бронирования, причем реализовать ее туроператор может на уровне действующих цен, но не дешевле.

Поэтому запомним правило номер два: предложение с вылетом за 1-2 недели, а также «отказная» путевка не может ни называться, ни являться «горящим» туром!

Предъявите документы!

Важное замечание: «горящий» тур вы можете купить только в безвизовую страну — времени на оформление бумаг у вас просто не будет. Это накладывает определенные ограничения на выбор направления. Конечно, если у вас действующий «шенген», дело обстоит гораздо проще, но, как правило, туроператоры предпочитают не рисковать со странами, куда нужны визы.

Отметим правило номер три: по «горящей» путевке вы сможете посетить только страну, для въезда в которую не нужна виза. Существование «горящих» туров для визовых стран с бронью за 4-6 недель — миф.

И сразу — правило номер четыре: у вас должен быть действующий загранпаспорт со сроком окончания от трех месяцев до полугода, в зависимости от страны, в которую вы собираетесь. И этот вопрос нужно уточнять заранее!

Охота за дешевизной

У туриста есть лето, зима, весна и осень. У туроператора есть «высокий сезон» (хороший климат в стране отдыха плюс его совпадение с каникулами и массовыми отпусками россиян) и «низкий сезон» (не лучшая погода и массовая занятость наших соотечественников). Очевидно, что «времена года» путешественника и турфирмы не всегда совпадают. Есть и так называемые «популярные направления» — то есть страны, куда наши соотечественники ездят чаще всего. Рассмотрим два примера.

Лидерами по посещаемости в 2011 году (согласно данным портала Tourmarket.info) стали Турция, Египет, Греция, Испания и Таиланд. «Высокий сезон» в Турции — это время с начала августа по конец сентября. Очевидно, что в это время «горящих» путевок в этом направлении просто нет и быть не может — туристические поездки с детьми, отпуска плюс идеальный климат принимающей страны — о невыкупленных турах операторы и не думают! Зато «низкий сезон» — с ноября по апрель — для охотников за скидками становится поистине «золотым»: можно купить отличный тур в отличном отеле за совсем небольшие деньги! Кстати, с июня по август тоже можно найти хорошие предложения, но, конечно, дороже, чем, к примеру, в январе.

А вот Багамы — предел мечтаний многих — направление для россиян непопулярное по причине своей дороговизны. Для этого райского местечка не существует «высоких» и «низких» сезонов, а потому не существует и «горящих» туров.

Выводим правило номер пять: «горящий» тур можно купить только на популярные направления и только в «низкий» сезон — или в «пересменку» между «низким» и «высоким» сезонами, если очень повезет. Если вам предлагают другие варианты, то, скорее всего, туроператор хочет воспользоваться вашей наивностью.

Отели и услуги

«Видим одну звездочку, две звездочки. Лучше, конечно, пять звездочек...» — правда, герой фильма «Карнавальная ночь» имел в виду коньяк, а я говорю об отеле. Но предпочтения россиян мало изменились — соотечественники по-прежнему предпочитают пять звезд: по данным Tourmarket.info, на их долю приходится более четверти всех запросов. Четыре звезды крепко держат второе место (22%), а на третьем, с большим отставанием, расположились трехзвездочные отели (только 9%), апартаментами же интересуются менее 1% туристов. При покупке «горящего» тура важно помнить следующее: далеко не каждый отель участвует в «горящей» программе. Скидок в фешенебельные места и так называемые «клубные» отели, где нет корпусов, а только отдельные домики с индивидуальным сервисом, не существует. Есть множество прекрасных мест, куда путевки никогда не «горят» — это обусловлено тем, что менеджмент этих отелей уверен: пусть лучше номер пустует, чем сдается по бросовой цене. Тем более что для отелей класса «люкс» 300-400 долларов — деньги невеликие, а вот привлечение более демократичной публики может негативно отразиться на репутации.

«Горящий тур» — это всегда средний класс: даже без скидок начальная цена такого путешествия дешевле, чем заранее заказанный индивидуальный тур. Поэтому нужно понимать, что, скорее всего, даже обещанные «пять звездочек и all inclusive» будут сильно отличаться от «пяти звездочек» в сегменте «люкс». Это не значит, что в ваших «звездах» будут тараканы (хотя и такое, говорят, встречается), но то, что все будет «попроще», — однозначно.

Правило номер шесть: «горящий тур» — это всегда демократичный тур. И в этом правиле нет исключений. Если вы хотите высококлассный отдых, то «горящие» путевки не для вас.

Важно помнить! Если вдруг размещение оказалось существенно хуже обещанного, получите у представителя туроператора письменное подтверждение, что вас поселили в другой отель. Попробуйте сослаться на статьи 6 (Права туриста) и 17.4 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в котором говорится: «... Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся: неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению...». В любом случае, если вы считаете, что вам предоставили условия хуже, чем это прописано в договоре, можно подавать в суд на туроператора.

Меня обманывать не нужно…

Популярность «горящих» туров немедленно породила массу мошенников, готовых воспользоваться наивностью и незнанием туристов, впервые столкнувшихся с такими выгодными предложениями. Россияне, веря, что промоутер в торговом центре действительно готов продать им билет в пятизвездочный рай на Мальдивах за 100 долларов, отдавали — и отдают — свои деньги в надежде на чудо. Но чудес в данном сегменте рынка не бывает, поэтому давайте выведем несколько простых истин, которые помогут вам не стать жертвой мошенников.

Туристическая деятельность в России регламентирована ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Это основной документ, опираясь на который, любой туроператор осуществляет свою деятельность. В том числе и по реализации «горящих» путевок — ведь, по сути, такой тур ничем не отличается от других, кроме цены. Во-первых, «горящие» туры можно покупать только у турфирм с проверенной репутацией. Это значит, что выбрать «горящий» тур можно и самому, но заказывать лучше непосредственно у туроператора, а не у того, кто, перекупив этот тур, предлагает его уже сам, но от имени известной фирмы (турагент). Найти виновного, если поездка сорвется, будет сложно, а подчас и невозможно!

Во-вторых, если вам подходит тур, и фирма кажется благонадежной, уточните, напрямую ли она работает с отелем и авиакомпанией (т.е. является туроператором), или продает пакет услуг крупного туроператора (т.е. является его агентом)? Согласно ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», агент обязан сам сообщить клиенту название туроператора, пакет услуг которого он реализует.

В-третьих, узнав название туроператора, не поленитесь зайти на сайт Единого реестра туроператоровhttp://reestr.russiatourism.ru/ — и посмотреть, какой страховой компанией застрахована ваша турфирма, и сумму финансовых гарантий. На сайте Ростуризма есть вся эта информация.

В-четвертых, если вам недостаточно информации, вы можете проверить, какие у туроператора активы. Эта информация должна предоставляться туристу по первому требованию (согласно ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», гл. III, гл. VII — VII.1). Если у фирмы нет ничего, кроме стола, стула и телефона, подумайте, сможет ли она помочь, случись с вами что-либо за границей, или вернуть деньги за испорченный отпуск? Чем больше у турфирмы активов, тем выше вероятность, что она — не «однодневка» и готова в полном объеме выполнять все взятые на себя обязательства.

В-пятых, читайте договор! Можно миллион раз повторять о необходимости этого действия, но турист, в предвкушении желанной поездки, да еще такой дешевой, не глядя подписывает все бумаги, а потом с удивлением обнаруживает, что отель совсем не тот, который обещали, питание только утром, и так далее, и тому подобное. На что нужно обязательно обратить внимание в договоре, прежде чем его подписать? Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «Арт-Тур» (Москва), дает следующие советы:

В договоре обязательно должны быть указаны страна и регион пребывания, детальное описание номера, тип питания, дополнительные услуги, экскурсии и условия их оплаты, а также наименование и «звездность» отеля.

К сожалению, некоторые турфирмы, заключая договор, не указывают в нем название отеля. По словам Дмитрия Арутюнова, это связано с тем, что некоторые компании пользуются системой продажи «горящих» туров с названием «Фортуна», в полной мере отражающей свое название: в договоре прописываются страна и регион пребывания, продолжительность поездки, категория номера, но без названия отеля. И тут — как повезет, может достаться хороший отель, а может — очень плохой. Если вы не любитель экстрима, с «Фортуной» вам не по пути: всегда проверяйте, указан ли отель в путевке!

  • В договоре должна быть прописана информация о размере финансовой гарантии туроператора перед клиентом. Это может быть либо страхование гражданской ответственности фирмы, либо банковская гарантия, реквизиты, а также основания и порядок получения компенсации за некачественные туристические услуги. Цель таких мер — облегчить туристам получение компенсаций за испорченный отдых.
  • В договоре должны быть четко прописаны условия аннуляции тура (в случае, если вы по каким-либо обстоятельствам вынуждены отказаться от поездки), а также условия страховки от невыезда.
  • В договоре должны быть прописаны условия медицинской страховки. В случае, если вы собираетесь заняться активными видами спорта, она должна быть расширенной.
  • В-шестых, узнайте альтернативные предложения! Даже пребывая в условиях ажиотажа от необходимости скорее выкупать тур, сделайте пару телефонных звонков в другие турфирмы. Если там предлагают аналогичные туры с разницей в цене в несколько десятков долларов — это нормально, но если разница составляет пару-тройку сотен у.е. — это повод серьезно насторожиться.

И билет на самолет с серебристым крылом…

В общем-то, правила покупки «горящего» тура довольно просты. Но самый главный совет, это, конечно, рекомендации — узнайте мнения друзей, родственников, почитайте информацию на сайтах разных компаний и в блогах путешественников. В идеале, турагент должен быть сродни семейному доктору — добрым другом, надежным партнером, знающим ваши привычки и потребности. И если все совпадет, вы получите то, что желаете — интересное путешествие недорого, доверительные отношения и массу ярких впечатлений. Счастливого пути!

1768 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.