18+

(Не) для продажи

(Не) для продажи

Юлия Дорош выясняла, как нам продают некачественный товар и на что необходимо обратить внимание, чтобы избежать такой покупки

 

Самый неприятный сюрприз в приготовлении ужина или праздничного стола — это вовсе не сгоревший в духовке гусь, а некачественные продукты. Кто-то наполняет «продуктовую корзину» на рынке, кто-то в супермаркете у дома, кто-то в крупном торговом центре. И везде есть свои хитрости, чтобы обмануть покупателя. Я провела собственное исследование магазинов и рынков на предмет свежести продуктов и порядочного отношения к покупателям, а Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы, рассказала, как не попасться на удочку недобросовестных продавцов.

 

Мелкие торговые точки

Рынки, небольшие супермаркеты и магазины прилавочного типа расположены прямо около дома. Мы ежедневно заходим в них, чтобы купить хотя бы булку хлеба. Порой нам даже и говорить ничего не нужно, продавец уже прекрасно изучил наши вкусы и знает, что каждый покупатель имеет в виду, говоря: «Мне как обычно». Но, к сожалению, не каждый представитель торговой сферы отличается порядочностью и честностью и предупредит вас об испорченном товаре, особенно если на кону стоит его дневная выручка, от которой зависит его зарплата.

 

«Забирайте всё!»

Бакалея, рынок у метро «Речной вокзал» (Москва)

Очень часто продавцы давят на одну нашу психологическую особенность, которую можно обозначить поговоркой «остатки сладки». Когда мне удается приобрести что-то последнее — последнюю юбку подходящего размера, последний блендер с большой скидкой — я чувствую себя так, словно выиграла в лотерею. Но эта любовь ко всему последнему не должна овладевать разумом, когда вы слышите в продуктовом магазине: «Возьмите еще одну, а то последняя осталась».

В бакалее мне предложили пять трубочек со сгущенкой вместо четырех. Они были аккуратно замотаны пленкой, и их никак нельзя было разлучать. Не успела я дойти до дома, предвкушая отличное чаепитие, как обнаружила, что если пленку снять, то с представителями цивилизации, расцветшей на невидимой глазу стороне трубочек, можно познакомиться раньше, даже не приглашая их к столу. Продавец потупила взгляд, едва я подошла к ней с плесневелыми трубочками наперевес. Преступный заговор явно был раскрыт. Она призналась в том, что знакома с данными трубочками уже давно и предложила обменять их на свежий товар, а в качестве моральной компенсации мне была предоставлена дегустация печенья.

Что делать?

Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы, рекомендует: «Если вам предлагают взять что-то последнее в продуктовом магазине — никогда не соглашайтесь. Большая удача здесь брать все первое. Если вам что-то предлагают в навязчивой форме — откажитесь, вряд ли продавец заботится о вас».

 

Памятная дата

Кулинария «Фрау Клара», метро «Речной вокзал» (Москва)

Сколько прекрасных дней не было бы испорчено, брось мы один быстрый взгляд на нее — дату изготовления. Очень часто можно увидеть такую картину: на изначальную дату изготовления приклеена новая этикетка… с датой изготовления! Это не галлюцинация, и у вас не двоится в глазах. Просто недобросовестные продавцы супермаркетов стремятся всеми силами сбыть лежалый товар со складов. Можно увидеть и этикетку без чисел, с одним-единственным словом «Изготовлено». Что ж, и на том спасибо!

Недавно мне нестерпимо захотелось сладкого, и я спустилась в кулинарию, расположенную на первом этаже моего дома. Здравый смысл отключился, едва заметив необходимый организму килограмм эндорфинов в виде торта «Графские развалины». Я изучила коробку на предмет надписи о дате изготовления, но ничего не обнаружила. Подумав, что просроченный продукт вряд ли станут продавать так откровенно (а, может, наоборот, он такой свежий, что на нем даже не успели написать дату изготовления!), я принесла в дом свежий и хрустящий… сальмонеллез.

Что делать?

Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы, предупреждает: «Необходимо всегда смотреть дату изготовления. Если она переклеена, пробита заново или вовсе отсутствует, следует решительно отказаться от такого продукта. Обратите внимание продавцов на дату изготовления, напишите об этом в книге жалоб и предложений, оставьте свой контактный номер телефона. Сотрудники магазина в течение двух недель обязаны не только ликвидировать сложившуюся ситуацию и наказать виновных, но и сообщить вам о принятых мерах».

 

Торговые точки среднего размера

Поближе поставишь — пораньше возьмет

Магазин «Микс Маркет», район «Левобережный» (Химки)

На этот раз я зашла в магазин в поисках сметаны. Попробуйте как-нибудь провести сравнительный анализ баночек по мере их удаленности от вас. Вас ждет открытие! Здесь существует определенная закономерность: чем ближе к вам стоит товар, тем больше вероятность, что его срок годности подходит к концу. Соответственно, чем товар глубже запрятан на полку, тем он свежее. Ради интереса я написала предложение в книге жалоб, которое заключалось в том, что свежий товар должен стоять так, чтобы его было удобно взять. Администратор терпеливо наблюдала за тем, что я пишу, а затем сообщила: «Не положено». Далее последовало подробное объяснение основ мерчандайзинга, без которых продавцы не выпускаются в торговый зал: новый товар ставится на неудобные позиции, а старый — на удобные. Так его быстрее заберут.

Что делать?

Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы, рассказала, что магазин не имеет права выставлять те продукты, срок годности которых уже подошел к концу, они должны немедленно исчезать с полок супермаркета. Однако магазин может выставить продукты, срок годности которых закончится через 1-2 дня. Тем самым он не нарушает закон и избавляется от неликвида. Но магазин должен обязательно предупреждать об этом покупателя и делать на них скидку. «Если хотите взять свежие продукты — придется потрудиться, пробираясь сквозь дебри просроченных баночек к заветной цели. Берите те продукты, что стоят дальше, лежат в коробке на самом дне, расположены на «неудобных» полках — верхней или нижней», — рассказывает инспектор отдела по надзору за питанием.

 

Да? Да? Да!

Супермаркет «Перекресток» (Москва)

В колбасном отделе этого магазина у меня состоялся информативный диалог, результатом которого стала красивая зеленая колбаса в моих руках. Происходило это примерно так:  — Вы хотите купить колбасу, да? — вопрошает улыбчивый продавец. —  Да, — соглашаюсь я, ведь действительно — пришла не за бриллиантовым колье. —  Копченую, да? — продолжает допрос он. —  Да, — я начинаю покачивать головой. —  Сырокопченую, да? —  Да-да! —  Возьмете эту, да? — говорит продавец скорее в утвердительной, нежели вопросительной форме, и протягивает ту самую сомнительную палку. Метод психологического воздействия заключается в том, чтобы задать несколько вопросов, на которые покупатель ответит утвердительно, а затем быстро, не давая человеку опомниться, спросить: «Берете?» Как правило, мы машинально соглашаемся.

Что делать?

«Держите ухо востро и оценивайте свои желания реально. Не давайте усыпить свою бдительность, — советует Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы. — В магазине, где вы платите деньги за товар, вопросы должны задавать именно вы. Можете поинтересоваться не только стандартным вопросом о дате изготовления, но и осведомиться о правильном хранении и даже составе продукта. Сотрудник отдела обязан это знать. Если же вам отказывают в информации, обращайтесь к администратору магазина или звоните в наш отдел».

 

Не всё то золото!

Супермаркеты «Азбука вкуса» и «Алые Паруса» (Москва)

Решив проверить на порядочность и честность магазины премиум-класса, я зашла в них по дороге в гости. На моем пути оказались «Елисеевский» (филиал супермаркета «Алые Паруса») и «Азбука вкуса».

Первым я посетила «Елисеевский», а, точнее, его винный отдел. Консультант там оказался не слишком приветливым: когда он понял, что я не отличу южный склон от западного, а урожай 85-го года от урожая 91-го, то попросту удалился. Это вовсе не то, что я ожидала за свои (замечу, немалые) деньги. Я не стала ждать и, решив, что куплю вино в другом магазине, отправилась взять хотя бы фруктовый набор. Фрукты оказались хорошими, но их стоимость, как мне показалось, была несколько завышена. В итоге, из магазина я вышла без покупок.

Далее я отправилась в «Азбуку вкуса». Здесь цены были немного ниже, однако качество продуктов оставляло желать лучшего. Из красивых упаковок на меня тут и там поглядывали гнилые яблочки. Когда я обратилась к продавцу, тот сказал, что не может перефасовать продукты. Я подошла с тем же требованием к администратору, пригрозив, что напишу жалобу в отдел по надзору за питанием. В тот же миг, специально для меня, из нескольких упаковок сделали одну новую, в которой были только свежие фрукты.

Что делать?

«В данной ситуации вы сделали все верно, — комментирует Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы, — за свои деньги вы вправе требовать продать не только качественный товар, но и то количество, которое необходимо. Если вас по каким-то параметрам не устраивает существующая фасовка, продавец обязан удовлетворить ваши требования. В ином случае вы можете писать жалобу в наш отдел или санитарно-эпидемиологическую службу с просьбой произвести проверку по факту продажи товара ненадлежащего качества».

 

Крупный магазин

С праздничком!

Магазин «Ашан-Сити» (Химки)

Город готовился к празднованию Международного женского дня. Казалось, что с Нового года люди сидели на жесткой диете, была блокада Москвы, дефицит и талонная система. И вот теперь, когда ограничения сняты, можно закупиться вволю. Даже я поддалась панике и — схватила две палки колбасы — вдруг не хватит! Уже стоя на кассе, я обнаружила, что срок годности одной из них уже подошел к концу, а другой — на исходе. За разъяснением я обратилась к продавцу отдела, но та лишь сказала, что их вынуждают продавать такой товар. Следов насилия на продавце я не заметила — она была здорова, весела и розовощека. Сдается мне, она даже знала, что нарушает закон, потому что ловко выдернула товар из моих рук и водрузила его обратно на полку, прикрыв более свежими «собратьями». «Вот эту возьмите», — протянула она мне новую палку, срок годности которой действительно соответствовал норме.

Что делать?

Ольга Правдина, инспектор отдела по надзору за питанием населения города Москвы, рекомендует готовиться к застолью заранее: «Продукты, которые вам необходимы, можно разделить на две группы: скоропортящиеся и длительного хранения. Если первые необходимо покупать за день, а лучше в тот же день, когда планируется праздничный стол, то другие можно купить и за месяц. При этом вы избежите многочасовых очередей, давки у прилавков и, в конце концов, у вас будет время выбрать и внимательно изучить состав и срок годности товара». Если все же случилось так, что вы взяли просроченный товар, необходимо обратиться к менеджеру отдела или управляющему магазином. При предоставлении товарного чека, подтверждающего покупку, вам обязаны либо заменить товар, либо вернуть деньги».

Право на качество

Все средства хороши не только в любви и на войне, но и в отношениях «продавец-покупатель». Помните о простых правилах, чтобы оградить себя и своих близких от пищевых отравлений, инфекций, ботулизма и прочих неприятных последствий некачественных продуктов. Не бойтесь отстаивать свои права, в этом вам поможет Закон о защите прав потребителя в последней редакции. Когда речь идет о качестве продуктов, вам необходимо изучить не так много его статей: главу 1, статью 4 «Качество товаров и услуг», статью 5 «Права и обязанности изготовителя (исполнителя и продавца) в области установления срока годности», статью 7 «Право потребителя на безопасность», статью 12 «Ответственность изготовителя и продавца за ненадлежащую информацию о товаре» и статью 13 «Ответственность за нарушение прав потребителя». Если вы приобрели некачественный товар, то в первую очередь стоит обратиться к продавцу и администратору торговой точки. Магазины, особенно крупные, как правило, дорожат своей репутацией и легко пойдут вам навстречу, обменяв некачественный товар или вернув деньги. Но если вы столкнулись с тем, что продавец никак не хочет признавать своей вины, обратитесь в местный отдел по защите прав потребителя (номер телефона можно узнать в уголке потребителя), обязательно оставьте запись в книге жалоб и предложений на имя директора торговой точки, подробно опишите свою претензию, укажите свой номер телефона и имя. В течение двух недель по вашей проблеме должно быть вынесено решение, виновные наказаны, а решение сообщено вам. Также товар ненадлежащего качества можно сдать на экспертизу, а после получения заключения подать на недобросовестных продавцов в суд.

1665 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.