18+

Запомнить всё!

Запомнить всё!

Запомнить всё!

Любава Новикова о том, как удержать полезную информацию в голове

Наши эксперты

Мария Глебова,

психолог, психоаналитик (Новосибирск)

Юлия Бомштейн,

бизнес-тренер по презентационным навыкам, школа «Человек Слова»; коуч (ICU); сертифицированный преподаватель по скорочтению (методика Олега Андреева) (Новосибирск)

На рабочем столе всё обклеено самоклейками, но важные дела всё равно выпадают из головы? Три раза прочитали инструкцию, но так и не запомнили, о чем в ней говорилось? Не торопитесь обвинять в этом «дырявую память» — возможно, она настолько перегружена, что попросту не справляется с информационным потоком. О том, как разложить всё в памяти «по полочкам» и быстро запоминать большие объемы информации, рассказали наши ­эксперты.

Новый материал

Никогда не задумывались, что общего у фармацевтов и юристов? По мнению Юлии Бомштейн, эти профессии роднят особенности запоминания важной информации: «Даже если забыть о том, что фармацевты дозированно получают правовую информацию, — постоянно появляются новые препараты, лекарственные формы, и нужно знать, каков их состав, как их применять, какие могут быть противопоказания. Как и юристы, фармацевты, опираясь на новую информацию, применяют определенные аналитические навыки — к примеру, сравнивают препараты в ценовых группах. Как следствие, запоминать приходится понемногу, но часто, «дозаписывая» информацию, относящуюся к разным областям профессиональных ­знаний».

Как правильно запоминать такую информацию? По словам Юлии Бомштейн, последнее куда проще сделать, если осознать, насколько четко новая информация вписывается в уже готовую структуру: «К примеру, у специалиста есть представление о противопоказаниях препаратов, которое графически можно представить в виде "снежинки". Попробуем ее нарисовать: в центре надпись "противопоказания", далее идут "лучи" к их типам, затем — к действующим веществам, которые имеют противопоказания данных типов, и, наконец, — к препаратам, эти действующие вещества содержащим, — поясняет эксперт. — При появлении нового препарата в этой схеме появляются новые "лучи", объединяющие новую информацию с ранее изученной: это позволяет закрепить ее в ­памяти».

Слушаем и запоминаем

Семинары, лекции, инструктажи, курсы — всё это формы обучения, в значительной степени полагающиеся на слуховое восприятие. Это создает определенные сложности уже потому, что внимание к звучащему тексту падает уже после первых 15 минут доклада. Как же сохранить бодрость разума и лучше запоминать информацию в таком ­формате?

Ищем ценное. Убедитесь, что хотя бы часть заявленной повестки вам близка и интересна, советует Мария Глебова: «Чтобы спустя полтора года вспомнить то, о чем вам увлеченно рассказывал лектор, вы должны понять, чем доносимая информация ценна для вас лично. Хорошо, если вы активно интересуетесь темой и вовлечены в работу с озвучиваемыми понятиями — это повышает ваши шансы на успешное усвоение материала. Но даже в тренинге, проводящемся "для галочки", можно поискать то, что вам точно пригодится — например, в работе с клиентами, — и настроиться на восприятие конкретно ­этого».

Рисуем конспект. Не пишем, а именно рисуем, вне зависимости от того, насколько вы хороши как художник. Ведь «веселые картинки» позволяют слушателю запомнить больше, уверена Юлия Бомштейн: «В современных тренингах наблюдается уход от линейных символов: обязательно картинки, цвет, чем нетривиальнее — тем лучше. Скетч-конспект позволяет сжато и системно представить большой объем информации: при помощи цвета, условных обозначений и рисунков мы направляем внимание на то, что действительно важно. А вот таблицы лучше не рисовать — они тяжеловесны и потому запоминаются плохо: предпочтите им инфографику и округлые ­схемы». Этот метод дает возможность лучше запомнить много информации за короткий срок.

Делимся впечатлениями. Вы замечали, что содержание книг, которые вы с кем‑то обсудили, запоминается лучше? То же самое — с лекциями: самая важная их часть — та, где участники делятся мнениями и задают вопросы. «Зная, что в финале предстоит поделиться мыслями о пройденном, участник тренинга или семинара по‑другому воспринимает информацию: его восприятие происходит осознанно, — комментирует Мария Глебова. — Если в конце вашей лекции времени на вопросы не предполагается, найдите возможность обсудить изученное с ­коллегами». Такой подход позволяет более эффективно надолго запоминать информацию.

Это же правило, по мнению Юлии Бомштейн, справедливо и в плане проверки знаний: «Тестирование как способ проверить, хорошо ли усвоена информация, неэффективно, потому что нельзя узнать, по какому принципу человек поставил галочку. Куда лучше, если слушатели курса лекций поработают в парах и тройках по его итогам: готовность показать свои знания коллегам поможет закрепить материал еще в процессе его ­изучения».

Работаем с документами

А документов много, и все они не то что бы для легкого чтения: приказы, должностные инструкции, которые придется читать и усваивать. Но это не так сложно, как ­кажется.

Выбираем «правильное» время и место. Считается, что большинству людей учеба лучше дается с восьми до десяти утра и с восьми до одиннадцати вечера, однако возможны варианты, говорит Мария Глебова: «Ваше восприятие информации в течение дня может сильно отличаться в зависимости от того, в каком ритме вы живете. Обратите внимание на то, когда вам проще усвоить информацию, и пользуйтесь этим». Начиная обучение, позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало: за столом, заваленном бумагами, при постоянном потоке посетителей читать не очень‑то ­удобно.

Выделяем цветом. Если вы имеете дело с большим объемом текста или с большим количеством однородных текстов, вооружитесь цветным маркером и выделите основное — к примеру, в инструкциях к препаратам это могут быть действующие вещества, противопоказания, дозы и способ применения. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. «Если вы читаете текст онлайн, воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов: это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа», — советует Юлия ­Бомштейн.

Пишем шпаргалки. Как правило, информация усваивается уже во время попыток уместить ее на крошечном клочке бумаги. Что неслучайно, комментирует Юлия Бомштейн: «Маленький объем шпаргалки предполагает структуризацию материала, выделение главного — терминов, определений, взаимосвязей между понятиями. Таким образом, можно легко запомнить то, что казалось сложным. Кроме того, при письме работает моторная память: идет фокусировка на понятиях, которые надо удержать в ­голове».

Запоминаем последовательно. Сложно «впихнуть» в себя за раз большое количество новой информации? Разбейте материал на несколько частей — так он лучше усвоится. Не забываем и о перерывах, которые должны быть недолгими, но частыми — скажем, по пять минут, но через каждые полчаса. Причем в это время не нужно просматривать соцсеть, лучше прогуляться к киоску за кофе — это поможет мозгу настроиться на усвоение нового ­материала.

Составляем планы

По словам Марии Глебовой, самая большая проблема тайм-менеджмента — не «как всё успеть», а «как всё объединить»: «Как правило, сложнее всего — расставить приоритеты, чтобы у нас не "провисли" ни работа, ни домашние дела, ни общение с друзьями и родными. Но эта проблема решаема, если ею систематически ­заниматься».

План на день: самоклейки и мемори-доски. Любая визуализация хороша, если речь идет о ежедневных делах. Деревянные прищепки на пружинках с записками, календари с обведенными датами и, конечно, яркие самоклейки — прекрасный способ напомнить себе о неотложных делах, если пользоваться ими правильно, комментирует Мария Глебова: «Эти яркие акценты лучше использовать в тех случаях, когда выполнить дело действительно важно и сделать это надо срочно. Главное, чтобы они не окружали вас: сделал дело — сними самоклейку, иначе, вместо того чтобы напоминать о важном деле, она будет отвлекать от всех ­остальных».

Кстати: любите составлять списки на день и вычеркивать дела по мере их выполнения — не отказывайте себе в этом, комментирует психолог: «Помимо прочего, это отличный способ настроиться на выполнение заявленных дел: это своего рода "заключение контракта" с самим собой. Когда человек составляет список дел, он задает себе инструкцию, которой будет придерживаться в течение дня: даже если после составления список оказался забыт дома — его структура останется в ­памяти».

План на неделю: ежедневники и планинги. С тем чтобы уместить дела в рамках недельного расписания, отлично справится планинг, в котором можно расписать их с точностью до получаса. Однако использовать ежедневник для планирования на более долгий срок не слишком удобно, комментирует Мария Глебова: «Это не вариант, если вы имеете привычку делать в нем записи или если ваши дни не насыщены до предела: получится много пробелов и лишней информации. Кроме того, неужели вам захочется пролистать половину книжки, чтобы увидеть, что вы запланировали на полгода вперед? Как следствие, ежедневник хорош как планер на день, максимум — на ­неделю».

Кстати: не забудьте внести в ежедневник иные дела, помимо рабочих: уместите в него график ежедневных процедур красоты, работ по дому и в саду, расписание кружков детей и так далее. Это позволит вам, внося коррективы в расписание, исходить не только из рабочих, но и из «нерабочих» ­планов.

План на месяц: электронные планировщики. В настоящее время изобретено большое количество программных продуктов, делающих нашу жизнь проще, комментирует Мария Глебова: «На мой взгляд, наиболее удобен планировщик Google Calendar, поскольку он позволяет составить не только индивидуальное расписание, но и единый план для всей команды. Настроив свой планировщик должным образом, вы сможете вовремя получать оповещения о грядущих инвентаризациях и процедурах красоты, днях рождения родственников и друзей — и все это в компактном формате ­смартфона».

farma_2016_05_полезные-привычки-2_02.png

Кстати: планируя большой проект, который надлежит исполнить в течение месяца, распишите его поэтапно. Это позволит конкретизировать детали, а на практике — «съесть слона по кусочкам», комментирует Мария Глебова: «Если вы страдаете «боязнью чистого листа», разделите большое дело, за которое вам страшно браться, на много маленьких. К примеру, если вам предстоит провести опрос клиентов — определите себе, что будете опрашивать по десять человек в ­день».

План на год: гибкое планирование. В течение года случиться, конечно, может всякое. Но какие‑то основные вехи можно наметить уже сейчас, комментирует Мария Глебова: «Если нельзя четко определиться со сроками — определитесь хотя бы с целями. К примеру, определите, что вы должны достигнуть трех целей в течение года, далее, чтобы их достичь, установите себе по три цели на каждый месяц, а исходя из этого — по три цели на неделю и на каждый конкретный день. Когда есть настрой на конкретные дела, остальное отметается как менее важное, а основные цели постоянно держатся в "фокусе", что ускоряет процесс их ­достижения».

Кстати: повесьте на видном месте «карту желаний» — яркий коллаж, визуально отображающий ваши цели. Став дополнением к гибкому планированию, он позволит визуализировать то, чего вы хотите ­достигнуть.

Память как решето

Если, несмотря на все усилия, нужная информация всё равно выпадает из головы — задумайтесь, а нужна ли она вам, комментирует Мария Глебова: «Если важное дело раз за разом "забывается" и не выполняется, откладываясь "на потом" — скорее всего, это защитная реакция вашей психики, и возникает она в тех случаях, когда дело или нежеланно, или пугает (к примеру, своими масштабами). То же самое — с информацией: если она "не лезет", возможно, вы не просто устали, а выгорели на работе. В любом случае с причинами неприятия информации стоит разбираться отдельно, и в первую очередь — выяснять уровень заинтересованности человека в ее ­усвоении».

8059 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.