18+

Дорога в облака

Дорога в облака

Александр Лапшин о том, как улететь в отпуск, а не пролететь с ним

 

Какая же наша планета маленькая… если путешествовать самолетом. Великие географы и первооткрыватели месяцами, а то и годами, добирались до Индии или Австралии, а сегодня нет ничего проще — купил билет и полетел. Каждый год появляются новые авиакомпании, открываются новые маршруты, совершенствуются системы бронирования. С чего же начать поиск ­билетов?

 
Планируя отдых на популярных курортах, зачастую гораздо выгоднее взять полный туристический пакет, который уже включает в себя авиаперелет на чартерном рейсе. Но основная масса таких рейсов летает в неудобное время. Да и турфирма-заказчик может отменить рейс ввиду его незаполняемости либо попросту обанкротиться, и тогда туристу, «застрявшему» где‑нибудь в Анталии, придется изрядно попотеть, чтобы вернуться домой без серьезных денежных ­затрат.
 
У путешественников, летающих регулярными рейсами, таких рисков на порядок меньше. Однако и здесь достаточно много подводных камней, и главное — выбрать надежную ­авиакомпанию.
 
 
Обычные и не очень
 
Авиакомпании бывают двух видов: «обычные» и лоукост. К первым относятся всем известные гиганты: «Аэрофлот», S7 («Сибирь»), «Трансаэро», Utair, «Уральские авиалинии», Lufthansa, British Airways, Emirates, Alitalia и т. п. У них большой флот авиалайнеров разного калибра (от среднемагистральных до межконтинентальных лайнеров-гигантов) и широкая маршрутная ­сеть.
 
Крупные авиакомпании предлагают разные виды тарифов, большинство из которых являются возвратными, то есть при возникновении необходимости можно отказаться от билета и получить назад деньги (сумма зависит от правил тарифа). По российскому законодательству тарифы на все внутренние рейсы, а также рейсы отечественных авиакомпаний, вылетающих с территории нашей страны, являются ­возвратными.
 
Собственно, на этом преимущества обычных авиаперевозчиков заканчиваются. А дальше начинаются недостатки, главным из которых является достаточно высокая стоимость авиабилетов — далеко не все из них выдают акции и ­скидки.
 
И вот тогда на сцене появляются бюджетные авиакомпании, или лоукосты. Они успешно летают и в Европе, и в Азии, и на Ближнем Востоке. Самый известные — Ryanair, Easy Jet, Wizz Air Asia, Pegasus, FlyDubai, Air Arabia. В России попытки создать такие компании тоже были. Еще два года назад летали «Скайэкспресс» и «Авианова», однако коррумпированность чиновников от транспорта и плохой менеджмент загубили хорошее дело на ­корню.
 
Лоукост отличается от обычной компании, во‑первых, ценами на авиабилет. Чем раньше покупаешь, тем меньше платишь (причем даже самый дорогой билет обойдется вам, скорее всего, в два раза дешевле, чем в обычной авиакомпании). Европейцы уже давно окрестили Ryanair и Easy Jet летающими автобусами, ведь перелет, допустим, из Манчестера в Тель-Авив обойдется вам в среднем в 40–60 евро в одну сторону со всеми сборами (у «традиционных» авиакомпаний на том же маршруте билет стоит до 300 евро в одну сторону). А перелет из Венеции на Мальту — от 16 ­евро!
 
Во-вторых, в отличие от обычных авиакомпаний, билеты продаются только в Интернете. Офисы у лоукостов, как правило, имеются только в аэропортах, а для перелетов часто используются не главные аэропорты, а второстепенные. Например, не большой и удобный аэропорт Франкфурт-на-Майне, а маленький Франкфурт-Хан, что в 100 километрах от ­города.
 
В-третьих, бюджетные авиакомпании не включают в стоимость билета питание (но его всегда можно купить на борту) и сдачу багажа (ограничения по багажу и ручной клади и их стоимость заранее оговариваются на сайте компании). Стоимость билетов ниже в будние дни и за полтора-два месяца до предполагаемой даты ­полета.
 
Не соответствуют действительности слухи о том, что лоукосты экономят на качестве обслуживания воздушных судов. Напротив, в этих компаниях эксплуатируются новые самолеты, не старше 7 лет. Например, крупная авиакомпания Air France имеет самолеты со средним возрастом 10 лет. Дело в том, что новый самолет потребляет меньше горючего, а также не требует капитального ремонта. Не экономят лоукосты и на персонале, поэтому именно Ryanair, Easy Jet и Air Asia входят в десятку самых надежных авиакомпаний мира, также у них самый низкий процент опозданий или отмен рейсов и самый высокий рейтинг по сохранности ­багажа.
 
Сетка перелетов у бюджетников огромна. Фактически они связывают самые разные уголки Европы или Азии, в которые раньше нужно было добираться кроме самолета еще и на поезде или автобусе. Так что для тех, кто выбирает для путешествий Европу или Азию (Таиланд, Малайзию, Индонезию), лоукосты как нельзя кстати. В Россию и из России выполняют рейсы: Air Baltic — рейсы со стыковкой в Риге (Европа, страны СНГ, Израиль), Air Berlin — рейсы со стыковкой в Берлине (Европа, Ближний Восток). Из Украины выполняет рейсы по Европе, а также в Израиль авиакомпания Wizzair (через Будапешт), а в Турцию и далее по Европе, странам СНГ и Ближнего Востока летает компания Pegasus (через ­Стамбул).
 
 
Технология покупки билета
 
Для того чтобы выгодно купить билет, имеет смысл подписаться на рекламную рассылку интересующих вас авиакомпаний и агрегаторов (компаний, которые аккумулируют множество предложений от разных производителей/поставщиков и обеспечивают потребителю возможность выбора и покупки услуги в один прием). Далеко не всегда вам будут присылать нечто особенное, но так у вас есть шанс первыми узнать об акции. Часто авиакомпании присылают скидочные купоны на билеты, что тоже может стать приятным сюрпризом перед ­отпуском.
 
Первое, с чего следует начать поиск билетов — зай-ти на сайты компаний-поисковиков. На мой взгляд, лучшие на сегодня поисковики — www.skyscanner.net и www.kayak.com. Здесь вы узнаете, какие вообще авиакомпании летают в нужном вам направлении и каков примерный разброс цен на ­билеты.
 
Даже если вы знаете цену непосредственного перевозчика, имеет смысл проверить стоимость билетов на сайтах агрегаторов — там она часто бывает ниже. Дело в том, что компании-агрегаторы выступают для авиакомпаний в роли оптовых покупателей, соответственно, и билеты им достаются по «оптовым ценам». Кроме того, агрегаторы могут продать вам билеты авиакомпаний, не имеющих своих сайтов или не продающих билеты онлайн (например, «Узбекские авиалинии»). Вот лишь несколько сайтов, где можно без труда купить билеты на разные направления: www.ebookers.com, www.expedia.com, www.orbitz.com и ­др.
 
Дальше всё технически просто: выбираете даты полета и самый удобный для вас рейс. Но перед тем как переходить к вводу личных данных и оплате, обратите внимание на то, обеспечивает ли выбранный сайт защиту ваших данных. Для этих целей уважающие себя и своих клиентов компании используют SSL-сертификаты — на сайтах они могут обозначаться значками, содержащими надпись «secured by SSL» и изображение ­замочка.
 
Кроме того, адрес сайта должен начинаться с https://, а не с привычного нам http://. «S» означает работу в защищенном режиме, то есть вы можете спокойно вводить ­данные.
 
Спешу обрадовать читателя: даже если у вас нет международной банковской карты VISA или MasterCard, вы можете купить дешевый билет через Интернет. Ряд российских авиакомпаний, например S7, «Уральские авиалинии», Utair, «Россия», дают возможность оплатить билеты через сеть магазинов «Связной» или «Евросеть» при помощи интернет-кошельков («Яндекс.Деньги», WebMoney, Qiwi) или платежных терминалов QIWI. С условиями оплаты можно ознакомиться на сайтах авиакомпаний. Такую же альтернативную оплату предлагают и агрегаторы: Pososhok, Anywayanyday, «Связной», ­Onetwotrip.
 
После оплаты билета пассажиру на адрес электронной почты будет выслан электронный билет, или «маршрут-квитанция», в котором будут ­указаны:
  • код бронирования, состоящий из 5–6 символов (комбинация букв и цифр либо только букв латинского ­алфавита);
  • имя и фамилия ­пассажира;
  • класс ­бронирования;
  • место, дата, время вылета и прибытия в конечный ­пункт.
Обычные авиакомпании не требуют распечатки авиабилета — достаточно на регистрации предоставить паспорт, на который осуществлялось бронирование. Авиакомпании-лоукосты требуют от пассажиров самостоятельно регистрироваться на рейс: на сайте компании необходимо зайти в раздел «регистрация на рейс», ввести номер (скопировать его из присланной маршрут-квитанции) и фамилию пассажира. После этого на адрес электронной почты придет посадочный талон, который нужно распечатать и предъявить при посадке работникам ­авиакомпании.
 
Каким классом лететь?
 
Билеты первого и бизнес-класса предполагают возможность изменения дат вылета или отмены перелета без штрафных санкций, двойную норму провоза багажа, ожидание рейса в VIP-залах аэропортов, перелет в салоне с креслами повышенной ­комфортности.
 
Билеты эконом-класса подразумевают перелет в обычном салоне, где кресла у́же, а расстояние между рядами сидений значительно меньше, чем в бизнес-классе. Количество перевозимого багажа, как правило, не превышает 25 кг. Изменение дат и отмена (применительно к рейсам российских авиакомпаний) билета разрешается, однако внести изменения в самый дешевый билет можно только со штрафом в размере 50–100 евро или ­долларов.
 
 
В деталях
 
Как сказал когда‑то Михаил Жванецкий: «Общим видом овладели, теперь подробностей не надо пропускать». Именно на них, важных нюансах, стоит остановиться ­подробнее.
 
Нюанс № 1: классы бронирования
Это совокупность правил покупки, использования, возврата или изменения авиабилета, напрямую зависящая от его стоимости. Класс бронирования также определяет уровень комфорта пассажира на борту самолета. Как правило, чем дешевле авиабилет, тем больше ­ограничений.
 
У лоукостов класс бронирования — только эконом, обычно он обозначается буквой Y. При этом не разрешается ни замена дат, ни покупка билетов с открытой датой. При отказе от билета его стоимость не возвращается. Весь багаж провозится за дополнительную ­плату.
 
Нюанс № 2: покупка билетов на лоукостах
Авиабилеты можно купить только на сайтах этих компаний, агрегаторы и обычные авиакассы их не продают. Соответственно, оплата производится только при помощи банковских карт. Основной механизм бронирования такой же, как и у обычных авиакомпаний, но будьте бдительны! От дополнительных денег они не отказываются и «ловят» невнимательных ­клиентов.
 
После того как вы ввели маршрут и даты, на экране появляется страничка, на которой перечислены дополнительные услуги, которые компания предоставляет за отдельную плату. Это питание (10–20 евро/долларов), багаж (от 10 до 25 евро/долларов за сумку до 25 кг), право в первую очередь зайти в самолет и выбрать места (от 5 до 15 евро/долларов), медицинская страховка (15–30 евро/долларов). Уберите галочки из тех пунктов, которые вам не нужны, или нажмите кнопку «No» — у каждой авиакомпании своя система. Если вы предполагаете сдавать багаж — бронируйте эту услугу сразу. В противном случае в аэропорту при посадке ваша сумка будет расценена как «перевес», и платить придется уже из расчета минимум 13 евро за каждый ­килограмм.
 
А вот покупать страховку — совершенно бесполезно. Например, страховка, купленная на сайтах европейских авиакомпаний (обычно это полис от страховой компании Mondial), для неграждан Евросоюза не работает в принципе. Это написано мелкими буквами на 14‑й странице договора между сторонами. Причем договор этот не хранится на сайтах авиакомпаний, чтобы его найти, нужно перейти по 5–6 ссылкам. На мой взгляд — мошенничество чистой ­воды.
 
Нюанс № 3: рейсы транзитные и стыковочные
Транзитный рейс — это рейс из одного пункта в другой, предполагающий остановку и пересадку в третьем пункте. Рейсы выполняет одна и та же компания или же две разных, имеющих между собой договоренности. Авиаперевозчику часто невыгодно ставить несколько рейсов в один и тот же город — проще состыковать рейсы из разных городов с рейсом, который летит из базового аэропорта авиакомпании в пункт конечного назначения. В этом случае при бронировании указывается пункт вылета и пункт назначения, а система бронирования авиакомпании автоматически выдает пересадку в пути. То есть авиаперевозчик сам формирует расписание так, чтобы люди успели пересесть с одного рейса на другой. Если же один из рейсов опоздает, авиакомпания предоставит пассажиру места на другом ближайшем рейсе без всяких доплат, а при необходимости — еще и гостиницу, или отправит пассажира рейсом другой ­авиакомпании.
А что делать, если нет возможности приобрести транзитный билет? Допустим, нет ни прямых, ни транзитных рейсов из России в марокканский город Агадир (исключая редкие сезонные чартеры), а вам нужно именно туда. В таком случае придется покупать перелет до Касабланки на одной из европейских авиакомпаний (со стыковкой в Париже или Мадриде), а уже оттуда — перелет в Агадир с местной авиакомпанией Royal Air Maroc. Эти компании не входят в единый альянс, не являются партнерами, соответственно, нельзя купить на сайте одной билеты на другую. Вот и получаются стыковочные рейсы. В этом случае все проблемы при задержке или отмене первого рейса должен будет решать сам пассажир и за свой ­счет.
 
Нюанс № 4: осторожно, ­«халява»!
Иногда на некоторых сайтах, продающих авиабилеты, заявленная цена не вполне соответствует настоящей. Слишком низкие цены просто физически не могут быть реальными. Скорее всего, в данную цену не включены таксы, налоги и сборы, которые увеличат итоговую стоимость в несколько раз и сделают вполне обычной для данного направления. Например, популярный российский поисковик авиабилетов www.aviasales.ru постоянно зазывает рекламой подозрительно дешевых билетов. Всего за 169 долларов из Москвы в Йоханнесбург? Абсолютно нереальная цена, вы радостно идете по ссылке и… вас ждет горькое разочарование, нет таких цен. Только зря потеряли время. А вот 700 долларов для этого направления — цена реальная и даже очень выгодная. Также не стоит обращать внимание на рекламу из серии «из Челябинска в Нью-Йорк за 99 долларов», или «Москва — Стамбул за 50 долларов». Нет таких цен, никогда не было и не будет. Те поисковики и агрегаторы, что заманивают вас невиданной щедростью — почти всегда зарабатывают тем, что, пойдя по ссылке, вы зайдете на один из их партнерских сайтов, и они за ваш заход получат несколько рублей. Не тратьте время на фантастические предложения, и тогда вы найдете что‑то действительно ­интересное.
 
 
Незнание законов… «освобождает» карманы
 
Покупая билет, всегда читайте правила покупки, использования и возврата билета. В соответствии с российским законодательством (Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», раздел XXII), все виды билетов на авиарейсы российских компаний являются возвратными. На практике, если вы отказались от перевозки более чем за 24 часа, то авиакомпании возвращают 100 % стоимости билетов бизнес-класса, либо от 75 % до 90 % стоимости билетов эконом-­класса.
 
Но это касается лишь внутренних перелетов по России, либо международных рейсов российских авиакомпаний, вылетающих с территории Российской Федерации. В случае если вы купили билет на рейс оте-чественной авиакомпании, но ваш полет начинается из‑за рубежа, то возврат средств за неиспользованный билет будет осуществляться в соответствии с правилами тарифа. Как правило, самые дешевые билеты (группа экономических льготных тарифов) возврату не ­подлежат.
 
У зарубежных компаний возможность отмены билета или изменений также определяется классом бронирования. Как правило, при отмене самых дешевых билетов пассажиру деньги не возвращают вообще либо удерживают до 90 % стоимости в виде ­штрафа.
Авиакомпании несут ответственность перед пассажирами за задержку или отмену рейса. По российским законам, в случае задержки рейса более чем на два часа, авиакомпания обязана предоставить пассажиру два бесплатных телефонных звонка либо возможность отправить два сообщения по электронной почте, а также прохладительные напитки. Если ожидание превышает четыре часа, авиакомпания обязана обеспечить пассажиров горячим питанием, далее горячее питание должно предоставляться каждые шесть часов в дневное время, и каждые восемь — в ночное. При задержке рейса на восемь часов и более в дневное время либо на шесть и более — в ночное, авиакомпания должна предоставить размещение в гостинице, а также трансфер до гостиницы и обратно в аэропорт. Все эти услуги предоставляются ­бесплатно.
 
Зарубежные авиакомпании в большинстве своем руководствуются «Монреальской конвенцией», которая в частности предусматривает денежные компенсации за задержки и отмену рейсов. Для пассажиров, которые следуют рейсами из стран Евросоюза либо в страны Евросоюза, все компенсации предусматривает Регламент авиаперевозок ЕС. Если рейс отменен, а пассажир не был уведомлен об этом хотя бы за 14 дней, ему полагается денежная ­компенсация:
  • 250 евро — все перелеты дальностью до 1 500 ­км;
  • 400 евро — все перелеты внутри ЕС дальностью более 1 500 км и перелеты вне ЕС дальностью 1 500–3500 ­км;
  • 600 евро — все иные ­перелеты.
Перевозчик обязан предоставить два бесплатных телефонных звонка, напитки и питание во время ожидания рейса, а гостиницу и трансфер — если время ожидания длится ночь и более. Также каждому пассажиру предоставляется уведомление о задержке/отмене рейса с указанием правил компенсации и предоставляемой ­помощи.
 
Но у пассажира тоже имеются обязанности: мы несем ответственность за правильность сведений, указанных при покупке билета, за наличие виз и соответствие паспорта требованиям иммиграционной службы страны следования. Пассажир обязан вовремя прибыть на регистрацию рейса, которая заканчивается за сорок минут до вылета, а потом — подойти к выходу на посадку в соответствии со временем, указанном в посадочном талоне. Пассажир должен соблюдать требования экипажа во время полета, а также правила поведения в аэропорту. Авиакомпания вправе отказать в посадке на рейс лицам в алкогольном или наркотическом опьянении и всем тем, чье поведение представляет опасность для других пассажиров и экипажа воздушного ­судна.

 

3150 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.