18+

«Рецептура» по интернету: как это будет

«Рецептура» по интернету: как это будет

«Рецептура» по интернету: как это будет

О дистанционной продаже RX-препаратов и электронных рецептах — из первых рук

На Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован законопроект, который, в случае его принятия, даст старт эксперименту по дистанционному отпуску рецептурных ЛП в период пандемии. В нём примут участие 3 региона: город Москва, Московская и Белгородская области. Речь идёт о тех субъектах федерации, которые не просто имеют желание участвовать в эксперименте, но и технически готовы к его проведению. Базовым условием такой готовности является подключение к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта РФ, в рамках которой осуществляется обращение электронных рецептов. О формальных и технических аспектах дистанционной продажи RX-препаратов мы поговорили с одним из инициаторов этого начинания, исполнительным директором Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Марией Литвиновой, а также с разработчиком первой в России системы электронного рецепта — генеральным директором ИТ-компании «Медиката» Борисом Городецким.

Преимущества электронного рецепта

Электронные рецепты только входят в нашу реальность, поэтому будет очень кстати рассказать о них подробно. Борис Городецкий определяет их как электронные медицинские назначения на лекарственные препараты, оформленные в формате структурированных данных.

Электронный рецепт выписывается врачом, после чего становится доступен пациенту в мобильном приложении. Оно позволяет сохранять и отслеживать все назначения. Чтобы купить лекарство по электронному рецепту, необходимо показать QR-код назначения в аптеке, или (в случае дистанционной покупки) забронировав препарат на аптечном сайте.

Борис Городецкий описывает преимущества электронного рецепта для пациента:

  • Электронный рецепт позволяет заказать и получить необходимые (зачастую жизненно-необходимые) ЛП, не выходя из дома. Конечно, для того, чтобы такая возможность существовала, в первую очередь, нужны изменения в законодательстве, разрешающие дистанционный отпуск рецептурных препаратов. Кроме них, вторым по степени важности является наличие системы электронного назначения лекарств.
  • При использовании электронного рецепта нет нужды распознавать непонятный почерк врача. Рецепт выдаётся в удобной читаемой форме и всегда находится у пациента под рукой в мобильном приложении. Из этого следует, что электронный рецепт невозможно потерять.
  • В случае с электронным рецептом, для покупки лекарства нужно просто представить аптечному работнику экран приложения. Нет необходимости хранить бумажные бланки, требуется лишь QR-код или СНИЛС.
  • В рамках системы электронных назначений хроническим больным рецепт можно продлевать дистанционно, что позволяет сократить транспортные, временные и нервные затраты пациента, одновременно разгрузив врача.
  • Мобильное приложение напоминает, когда и в какой дозировке нужно принять лекарство, даёт исчерпывающую информацию о противопоказаниях, а также другие сведения, связанные с применением назначенного препарата.
  • • Электронный рецепт даёт возможность сэкономить финансовые средства пациента. Приложение позволяет сравнивать стоимость лекарственных препаратов в различных аптеках, участвовать в акциях и программах лояльности.

Приложение и бумага

Для удобства пациентов в рамках системы электронных назначений предусмотрены несколько вариантов передачи рецепта:

  1. Посредством мобильного приложения пациента. Это может быть приложение «Электронный рецепт», разработанное компанией «Медиката», приложения аптечных организаций, и т. д.
  2. Через личный кабинет на портале «Госуслуги».
  3. Наконец, в виде бумажного дубликата электронного рецепта.

Мария Литвинова напоминает в связи с этим, что электронный рецепт распечатывать необязательно.

Электронное назначение

Борис Городецкий отмечает, что платформа электронных рецептов объединяет врача, пациента и фармацевта в систему обмена данными о лекарственных назначениях, от момента их создания (то есть, оформления рецепта) до покупки препарата и отслеживания его приёма. Платформа предлагает разным группам пользователей разные интерфейсы взаимодействия, но устанавливает единый формат данных и правила обмена информацией.

Интерфейс врача для взаимодействия с платформой — МИС («Медицинская информационная система», в которой врач ведёт приём). Назначение происходит в структурированном формате; сам электронный рецепт отвечает требованиям Приказа Минздрава РФ от 14.01.2019 № 4н. В частности, он содержит утверждённый атрибутивный состав, соответствующий действующим рецептурным бланкам, и подписывается электронной цифровой подписью.

Бронирование через мобильное приложение

Предположим, покупатель выбрал первый вариант передачи электронного рецепта — а именно, мобильное приложение. На примере приложения своей компании Борис Городецкий отмечает, что через него пользователь-потребитель может забронировать назначенные лекарства онлайн, сравнить цены в различных аптеках, используя при этом карту их расположения. Приложение также обеспечивает его исчерпывающей информацией о назначении, даёт возможность изучить инструкцию по применению препарата, предоставляет сервис автоматизированных напоминаний о времени и дозировке приёма.

Итак, рассмотрим стандартную ситуацию. Потребитель хочет сделать онлайн-заказ рецептурного препарата на сайте аптечной организации, с доставкой его на дом. В рамках эксперимента он получает такое право, но оговоримся, что оно не распространяется на сильнодействующие, психотропные, наркотические лекарственные средства, а также препараты, содержащие более 25 % этилового спирта.

Понятно, что, помимо оплаты, процедура заказа должна включать валидацию электронного рецепта, то есть, подтверждение его подлинности и законной силы. При использовании приложения «Электронный рецепт» она осуществляется автоматически — достаточно того, чтобы потребитель был авторизован. Все свои рецепты, которые он найдёт после этого в приложении, уже будут валидированы, что позволяет приступить к обычной процедуре онлайн-бронирования.

Но предположим, что потребитель хочет приобрести рецептурный препарат через приложение или сайт любой аптечной организации, на котором такого рода автоматическая валидация отсутствует. В таком случае необходимо будет подтвердить наличие и подлинность электронного рецепта при помощи специального сервиса онлайн-валидации. Его задача — обеспечить сверку рецепта на назначенный препарат на всех этапах взаимодействия с пациентом. При дистанционном отпуске рецептурных препаратов таких этапов два: первый — при онлайн-заказе препарата в аптеке, второй — при доставке его курьером.

Валидация при онлайн-заказе

Борис Городецкий описывает первый этап валидации следующим образом:

  • Пациент находит страницу рецептурного препарата на аптечном сайте.
  • Далее необходимо подтвердить, что препарат действительно был назначен врачом, то есть, проверить наличие электронного рецепта. На странице препарата следует найти и кликнуть кнопку, которая ведёт на сервис валидации. Отсылка на сервис валидации может быть встроена также на стадии отправления выбранного рецептурного лекарства в корзину.
  • Вслед за этим покупатель авторизуется на сервисе валидации ЭР (посредством ЕСИА — информационной системы РФ, обеспечивающей санкционированный доступ граждан и должностных лиц к информации государственных и иных информационных систем, оператором которой является Минцифры РФ).
  • Следующий этап можно назвать проверкой электронного лекарственного назначения. Сервис валидации сопоставляет информацию рецепта, предъявленного пациентом, с той, что хранится в реестре платформы электронных рецептов. Если назначение действительно имело место, сервис передаёт рецепт в аптеку на отложенное обслуживание. Пока он находится на отложенном обслуживании, повторно по этому рецепту пациент купить лекарства не сможет.
  • Если рецепт не обнаружен в реестре, сервис информирует об этом аптеку, и пациенту в оформлении заказа на рецептурный препарат будет отказано.

Валидация при доставке

Второй этап валидации электронного рецепта осуществляется курьером при доставке заказа клиенту. Борис Городецкий выделяет в нём следующие важные пункты:

  • В мобильное приложение курьера должен быть встроен сервис валидации электронного рецепта.
  • Задача курьера — удостовериться в том, что оформленный и доставляемый заказ — это заказы по одному и тому же рецепту.
  • Курьеру необходимо отсканировать QR-код электронного назначения из мобильного приложения или с бумажного дубликата рецепта.

Отпуск в аптеке по электронному рецепту

Тут уместно напомнить об аналогичной процедуре, которая имеет место не при дистанционном, а при традиционном отпуске. «Для отпуска рецептурного препарата пациенту с электронным рецептом, — комментирует Борис Городецкий, — аптечному работнику нужно отсканировать QR-код рецепта или запросить страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Таким образом он получит всю информацию о назначенном лечении, а платформа электронных рецептов уведомит его о том, какие торговые наименования лекарств назначенного МНН доступны в данный момент в ассортименте аптеки. Фармацевт порекомендует пациенту те или иные препараты и погасит рецепт, который попадёт в реестр электронных рецептов».

Кого допустят к эксперименту?

В этом вопросе, похоже, не будет излишних препонов и сложностей. «Во-первых, — комментирует Мария Литвинова, — аптечная организация, желающая принять участие в эксперименте, должна иметь разрешение на дистанционную торговлю лекарственными препаратами». В данном контексте деления на рецептурные (кроме тех, о которых мы писали выше) и безрецептурные препараты не будет. Иными словами, получение отдельного разрешения на дистанционный отпуск рецептурных препаратов не предвидится (во всяком случае, пока). Это соответствует подходу при традиционном отпуске, когда одна лицензия на осуществление фармдеятельности позволяет отпускать препараты обеих групп. Но одно дело - разрешение, другое – порядок работы с той или иной группой препаратов. Мария Литвинова подчеркивает, что до начала эксперимента будет проработан порядок доставки рецептурных препаратов.

Вторым условием, по словам Бориса Городецкого, является интеграция с сервисом валидации электронного рецепта.

Мария Литвинова напоминает в связи с этим, что подключение к системе обращения электронных рецептов в тех регионах, где она уже внедрена, становится одним из обязательных условий работы по отпуску лекарственных препаратов, независимо от того, осуществляет то или иное аптечное учреждение их дистанционную продажу или нет.

Пара слов о врачах

Вероятно, эксперимент начнётся в августе или осенью. Кроме степени готовности фармотрасли к дистанционному отпуску рецептурных препаратов, он протестирует также готовность и конструктивность тех, кто назначает лекарства. Ситуацию в этой сфере Мария Литвинова характеризует как «большой провал». В лучшем случае можно говорить о небольших позитивных сдвигах — врачи, похоже, стали чаще выписывать рецепты, а не ограничиваться «бумажками».

«Если у нас не будут правильно формироваться лекарственные назначения, мы далеко не уйдём. Теперь, когда этот процесс автоматизирован, врачам будет труднее его игнорировать. В случае необходимости можно помочь им вспомнить или обучить заново, как оформлять рецепт», — заключает Мария Литвинова.

Добавим, что через несколько месяцев можно будет оценить промежуточные итоги эксперимента и работу его звеньев. Надеемся, налаженный механизм системы обращения электронных рецептов покажет себя в нём с лучшей стороны.

6944 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте по теме