18+

Статьи — Журнал — Это интересно

Млечный путь

Марина Поздеева о том, как женщины в разные времена относились к грудному вскармливанию

Далеко не всегда люди были уверены, что кормить грудью необходимо. Важность грудного вскармливания порой подвергалась сомнениям и критике, а иногда, напротив, признавалась неоспоримой. Как же менялись представления о лактации на протяжении ­столетий?

Древние египтянки, гречанки и римлянки обычно сами кормили грудью собственных детей, никому не передавая это право. В богатых семьях иногда предпочитали кормилиц. В Древнем Египте кормилицы фараонов, несмотря на статус слуг, возвышались и даже приглашались на пиры, устраиваемые хозяевами. Дети таких «VIP»-кормилиц приравнивались к родственникам ­фараона.

В древних цивилизациях грудное вскармливание считалось самым лучшим, если не единственным способом вскармливания младенцев, а в некоторых обществах кормление грудью расценивалось как дар от Бога. Но со временем первоначальные представления о лактации ­изменились.

Средневековые заблуждения

В Средние века чрезвычайно распространилось мнение, что менструация «портит» грудное молоко. Считалось, что кровь, которая должна ежемесячно покидать женский организм, во время беременности и лактации транспортируется в молочные железы, после чего таинственно превращается в молоко. Средневековые медицинские рисунки изображали некую «менструальную вазу» — сосуд, переносящий менструальную кровь из матки в молочные железы. Целители утверждали, что менструации у хороших кормилиц не может быть вообще — вся менструальная кровь должна поступать в молочные железы и обеспечивать производство ­молока.

Во многих странах во время лактации интимные утехи матери были под строжайшим запретом из‑за страха «испортить» грудное молоко или спровоцировать ­менструацию.

Грудное молоко как напиток, придающий силы и бессмертие, воспето еще в древнегреческих мифах. Зевс, в родительском порыве передать непобедимость богов своему отпрыску Гераклу, рожденному от смертной женщины, приложил его к груди спящей супруги Геры. И когда та неожиданно проснулась и в испуге оттолкнула неизвестного младенца, капли молока образовали Млечный ­Путь.

Интересно и отношение средневекового общества к молозиву — на Западе его считали «нездоровым молоком», что полностью «подтверждалось» его органолептическими характеристиками. Известный средневековый немецкий врач Бартоломойс Метлингер (Bartholomäus Metlinger) в своем учебнике по педиатрии писал, что в течение первых двух недель жизни младенца лучше передать кормилице, — дескать, молоко матери в этот период «нездорово». Ровно 14 дней предлагалось отсасывать подпорченную провизию, причем в качестве идеального молокоотсоса предлагался молодой ­волк.

Большое влияние на отношение к грудному вскармливанию оказывала и религия. Слова пророка Исайи: «Все, кто уцелеет на этой земле, будут есть сливки и мед» (Исайя, 7:15) трактовали буквально. В рацион грудничков вводили мед, часто в сочетании с козьим молоком, миндальным маслом, сахаром, а порой и с небольшим количеством ­вина.

И пока в образованной Европе бытовали такие дикие предрассудки, мудрый Восток жил совсем по‑другому.

Традиции Востока

Взгляд восточных цивилизаций на грудное вскармливание почти не менялся. Его отражает сохранившийся до наших дней китайский трактат XII века, гласивший: «Ребенок рождается и питается грудным молоком самостоятельно. И это не ­обсуждается».

Японки тоже традиционно кормили грудью, причем достаточно долго — в некоторых случаях до подросткового возраста. Япония — одна из немногих стран, в которых необходимость грудного вскармливания была очевидна всегда и сомнению не ­подлежала.

Мусульманам для уверенности в важности кормления грудью на все времена хватило одной фразы из Корана. В священной книге ислама говорится, что ребенка нужно кормить грудным молоком, если оба родителя согласны. При этом называется даже точный срок, в течение которого лучше продолжать вскармливание, — полные два года. Правда, там же есть оговорка, гласящая, что ничего зазорного в передаче дитяти кормилице ­нет.

Дева Мария, чудесным образом зачавшая Сына, тоже кормила грудью. Младенец Иисус у груди матери был и до сих пор остается одним из самых вдохновляющих образов в живописи и ­иконописи.

Кормилица от Средних веков до Нового времени

Услуги кормилиц пользовались чрезвычайной популярностью на протяжении многих столетий. В XVI веке в Англии были опубликованы книги для молодых родителей, подробно описывающие, какими достоинствами должна обладать кормилица и по каким признакам ее выбирать. Нильс Росен фон Розенштайн (Nils Rosén von Rosenstein), известный шведский врач, писал: «Кормилицей должна быть женщина 20–30 лет, больше толстая, чем худая, с большими сосками и грудью, наполненной молоком. Она должна быть спокойной, умиротворенной, счастливой, добродетельной, иметь хорошее здоровье. Кормилица не должна быть сексуально активной — в противном случае молоко становится соленым и начинает портиться. Идеальная кормилица должна иметь собственного ребенка месяцем младше, чем дитя, принимаемое на ­кормление».

Со времен Древнего Египта кормилицы были привилегией высшего общества, но постепенно традиция отдавать младенцев на кормление покорила и более скромные сословия. К 1600 году больше половины всех матерей Европы были готовы расстаться с некоторой суммой денег, чтобы их младенцев кормили другие женщины. В 1780 году в Париже материнское молоко поступало в желудки менее 10 % новорожденных. Остальные же французские младенцы передавались для пропитания в руки кормилиц. История сохранила даже факты, когда дети высокооплачиваемых кормилиц оказывались заложниками профессиональной деятельности мамаш. В стремлении не упустить заработок они отдавали кормить собственных детей менее удачливым конкуренткам и сохраняли молоко для чужих младенцев. Однако через несколько десятилетий отношение к этой практике поменялось, и вот ­почему.

Золотой век грудного вскармливания

В конце XVII — начале XVIII века правительства стран Европы озаботились значительным увеличением смертности среди новорожденных: власть имущих тревожило потенциальное уменьшение рабочей силы в ближайшем будущем. Одной из главных причин столь плачевного положения была объявлена традиция отдавать детей кормилицам. И тотчас же начались массовые кампании против этой ­практики.

Из запыленных сундуков на свет достали брошюру шведского врача Карла Линнея, который еще в 1752 году разразился тирадой против использования кормилиц. Он искренне считал, что вскармливание младенца чужой женщиной противоречит законам природы. Проницательный Линней еще тогда увидел причину повышенной детской смертности в характере питания кормилиц: женщины из бедных слоев общества ели слишком жирную пищу, без зазрения совести поглощали алкоголь и даже страдали от венерических болезней. Но голос разума услышали лишь несколько десятилетий ­спустя.

Без дальнейших промедлений эскулапы в один голос заявили о преимуществах грудного вскармливания своего потомства. Кормление грудью стало поощряться и даже контролироваться законом. Например, немцы в 1794 году юридически обязали всех женщин кормить ребенка грудью. Информационная атака достигла целевой аудитории очень быстро, и уже в начале XVIII века среди европейских женщин из высшего общества приверженность грудному вскармливанию считалась признаком хорошего ­тона.

Заменители грудного молока

В 1800 году младенческая смертность в Швейцарии составляла около 50 %, и, как оказалось, кормилицы не были корнем всех бед. По мнению шведского врача Арни Брендстрема (Arne Brändström), причина столь плачевного положения дел лежала во вскармливании детей с первых дней жизни коровьим молоком. Для этого использовали коровий рог, верхнюю часть которого отрезали. Когда ребенок подрастал, рог подвешивали над колыбелью, и младенец оставался один на один с едой. Дети могли постоянно сосать такую «бутылку». Несложно предположить, как дезинфицировали рога и какое молоко в конечном счете получали швейцарские младенцы. Специалисты считают, что высокая детская смертность была результатом кишечных инфекций и заболеваний пищеварительного тракта. После внедрения кампании, убеждавшей кормить своих детей грудью, этот показатель снизился через 40 лет ровно в два раза. Правда, для этого потребовалось вырастить два поколения ­женщин. Коровьи рога использовали в качестве детской бутылочки и в России, но вместо молока в них закладывали размокший в подслащенной воде ржаной хлеб. Этот обычай был распространен среди крестьян, которые тяжело и много работали. Кормить грудью по требованию было непозволительной роскошью: в хозяйстве каждая пара рук была на вес золота. Мать выполняла свой долг перед ребенком ночью, а днем ее заменял грязный коровий рог, наполненный «жвачкой». Таким образом, лактация у женщины могла сохраняться сколь угодно долго, и кормили детей до 2–3 лет, а то и дольше. Но вот выживали в результате смешанного вскармливания далеко не все. По данным известного советского врача Петра Куркина, опубликованным в его книге «Смертность и рождаемость в капиталистических государствах Европы» (1938 г.), из 100 родившихся в царской России младенцев доживали до года 65–70 %.

Плачевная ситуация с грудным вскармливанием в России складывалась вплоть до прихода советской ­власти.

Советская медицина: первые шаги

«Советизация» материнства начала 20‑х годов XX века была нацелена на воспитание политически подкованных женщин, которые станут рожать и вскармливать новых граждан новой страны. И чтобы эти граждане доживали до сознательного возраста, следовало в корне поменять представления о грудном вскармливании и уходе за младенцами. В 1926 году в Издании отдела охраны материнства и младенчества выходит «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)». В ней четко прописываются основные правила, которые должны соблюдать советские женщины. И самое важное среди них — грудное вскармливание до года или ­больше.

Наставления советских врачей довоенного периода удивительно напоминают рекомендации ВОЗ XXI века. Не вводить прикорм раньше шести месяцев, предлагать грудь по требованию, не прекращать грудное вскармливание летом, не давать грудному младенцу коровье молоко. Разве не об этом мы говорим спустя почти столетие? Однако Великая Отечественная война вынудила власть пересмотреть отношение к ­материнству.

Послевоенные годы

Женщина, уделяющая много времени ребенку, не могла полноценно работать на благо разрушенной страны. В 40‑х годах прошлого века на сцену выходит новый образ женщины-матери, соответствующий реалиям тяжелого времени. Здоровая и сильная советская женщина должна была рожать часто и легко, а родив, без тени сомнений и сожалений отдать ребенка в ясли и спешить на помощь Родине. В специально отведенные перерывы кормящая мать могла покормить ребенка, после чего должна была вновь приступить к выполнению главной обязанности — ­трудовой. Измученные дневной работой женщины нуждались в отдыхе хотя бы в темное время суток, и ночные, самые ценные кормления объявляются ненужными. Врачи требуют накормить дитя с вечера и оберегать его сон, а законное желание младенца приложиться к материнской груди ночью называют избалованностью и призывают с ним ­бороться.

Согласно данным, опубликованным в Канадском отчете перинатального здоровья, в 1963 году в Канаде только 38 % младенцев получали грудное вскармливание (Canadian Perinatal Health Report, 2003 год). В Америке и странах Европы положение было схожим. Ситуация начала меняться только в 80‑х.

В таких условиях длительное сохранение лактации было немыслимым. На свет рождается теория, утверждающая, что грудное молоко может куда‑то «уходить» или «не приходить» вовсе. Младенцы, которые должны что‑то есть, начинают пить яблочный сок, лежа в колыбелях, и хлебать щи, едва научившись сидеть. Как это ни печально, но этот подход сохранялся почти до начала 2000‑х ­годов.

Чтобы несколько развеять тоску, добавим, что и в странах процветающего капитализма большую часть ХХ века грудное вскармливание было не принято. Всемогущий бизнес искусственного детского питания настолько потеснил позиции «натуралов», что их почти не осталось. Кормить ребенка грудью считалось чуть ли не зазорным — это доказывало, что у семьи недостаточно средств для покупки детского ­питания.

Возврат к истокам

С 80‑х годов прошлого века взгляд на кормление грудью на Западе резко переменился. В 1981 году Всемирная ассамблея здравоохранения при ВОЗ приняла действующий и поныне Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока. Он обязывает на каждой этикетке к детскому питанию информировать потребителя о преимуществах грудного молока перед заменителями. Кроме того, свод запрещает раздавать бесплатные образцы искусственных смесей беременным, матерям и работникам ­здравоохранения.

Информационная программа, направленная на поддержку грудного вскармливания, очень быстро принесла плоды. Согласно исследованиям, инициированным Всемирной организацией La Leche League International, уже в 1994 году 73 % канадок кормили грудью. В 1997 году Американская академия педиатрии издала заявление, в котором говорилось, что грудное молоко должно быть единственной пищей ребенка младше 6 месяцев и входить в смешанный рацион по крайней мере в течение первого года жизни. В 2003 году ВОЗ и ЮНИСЕФ опубликовали совместную стратегию, где подробно разъясняется позиция в отношении грудного вскармливания как лучшего способа кормления детей до шести месяцев жизни. Рекомендации ВОЗ кормить грудью до двух лет, а затем сколь угодно долго по совместному желанию до сих пор сражают наповал некоторых ­консерваторов.

Статистика XXI века

Крупномасштабная кампания, популяризирующая грудное вскармливание в России, началась более десяти лет назад. Тем не менее результаты ее нельзя назвать впечатляющими. В Распоряжении Правительства РФ от 25.10.2010 года №1873‑р говорится, что в целом по России только 41 % детей до 3 месяцев получают грудное молоко. Еще хуже обстоит ситуация с грудным вскармливанием в странах Европы. В 2010 году в Великобритании до трех месяцев жизни кормили грудью только 17 % англичанок, до четырех — 12 %, а в полгода ценное материнское молоко получал всего 1 % младенцев. За пять лет ситуация существенно не изменилась. Статистика пока упрямо говорит, что большинство женщин в развитых странах мира предпочитают собственный комфорт или материальное благополучие грудному вскармливанию. Однако мода на кормление грудью несмотря ни на что набирает обороты. И, быть может, уже через несколько лет упрямые цифры, наконец, покажут другое положение ­дел?

0 0 лайков 881 просмотр

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку