18+

Хамит Бахтиев: «К покупателям нужно относиться, как к своим родственникам»

Хамит Бахтиев: «К покупателям нужно относиться, как к своим родственникам»

Хамит Бахтиев: «К покупателям нужно относиться, как к своим родственникам»

Гендиректор аптечной сети «АРМ» об особенностях бизнеса в Набережных Челнах и идеальной аптеке

Просторный и светлый зал, где за прилавком стоят приветливые фармацевты, — именно такой должная быть идеальная аптека, по мнению Хамита Бахтиева, владельца аптечной сети «АРМ», одной из старейших в Татарстане. Он убежден, что продажа лекарств и медицинских товаров не должна быть поставлена на поток — поэтому постоянные покупатели знают сотрудников в лицо, обращаются по имени-отчеству и спрашивают совета. А сотрудники, в свою очередь, лично знакомы с директором и полностью ему доверяют — именно в этом, по мнению Хамида Бахтиева, один из секретов успеха. Он вкладывает в работу все свои силы, расслабиться помогают вечера в семейном кругу за чашечкой чая с вареньем из груш, выращенных на собственном огороде. В чем секрет долгожительства на аптечном рынке и как управлять крупной сетью, сохраняя прибыльность и домашнюю атмосферу, — поделился Хамит Бахтиев с журналистом портала «Катрен-Стиль».

Досье КС

Хамит Шамилович Бахтиев

Родился 1 августа 1957 года в Татарстане. После окончания школы служил в армии, затем учился в Казанском медицинском институте на фармацевтическом факультете. В Набережные Челны приехал по распределению, работал провизором-технологом, заместителем заведующего аптекой, а затем заведующим. С марта 1996 года — директор аптечной сети ООО Фирма «А. Р. М.». Женат, имеет двух дочерей, внучку и внука.

КС: Как и когда у вас появилась идея о собственном аптечном бизнесе? Вы мечтали об этом еще во время учебы в Казанском медицинском институте?

Хамит Бахтиев: Когда мы учились — это было в 80‑х годах — частных аптек еще не было. Тогда все аптеки были государственными, а нашей целью было стать заведующими аптеками. Мальчикам сразу говорили — окончите учебу и будете работать в этой должности. Конечно, получилось не у всех, но это было общей целью.

КС: А много вам дал фармацевтический факультет?

Хамит Бахтиев: Конечно, это и практика, и знания. Мы ездили в Молдавию, там совхоз выращивал лекарственные растения, и в аптеках, и на складе практику проходили. Я очень благодарен университету.

КС: За первым столом стоять приходилось?

Хамит Бахтиев: Да, приходилось. После окончания Казанского института я попал в аптеку при больнице скорой медицинской помощи (БСМП). Раньше аптеки сами готовили растворы аммиака, перекиси водорода, тройной раствор для дезинфекции в очень больших количествах — сотнями литров. Сначала занимался этим. Потом перешел в другую аптеку заместителем заведующей. Работал с Шараповой Лидией Григорьевной — до сих пор благодарен ей, она квалифицированный специалист, очень энергичная и многому меня научила. Ее замом проработал три года. Вот тогда и приходилось стоять за первым столом, но совсем немного, час-два в день.

КС: Как начиналась сеть «АРМ»?

Хамит Бахтиев: В 1996 году открыли первую аптеку, затем еще две. Тогда в Казани не было филиалов крупных поставщиков, за медикаментами вынуждены были ездить в Москву. На фармацевтическом рынке мы уже более 20 лет. В марте 2016 года отметили юбилей фирмы.

КС: Как быстро расширялись?

Хамит Бахтиев: Нормальными темпами. Сейчас у нас 20 аптек. Но судить об аптечной сети нельзя по количеству. Нужно, чтобы каждая аптека была прибыльной, поэтому где‑то открываешь, где‑то закрываешь — движение постоянное.

КС: Часто приходилось закрывать?

Хамит Бахтиев: Нет, не так часто. Всего 3–4 аптеки закрыли за 20 лет.

КС: А почему закрывали?

Хамит Бахтиев: Закрыли торговые точки на рынках, а также маленькие аптечные пункты. Сейчас это уже неактуально, людям нужны красивые и большие аптеки.

КС: Как представляете себе идеальную аптеку и есть ли такие в вашей сети?

Хамит Бахтиев: Идеальную аптеку видно с порога. Когда дверь открываешь и хочется войти. Там должно быть уютно, красиво, приветливые, доброжелательные, грамотные фармацевты. И цены доступные, люди знают про эту аптеку, много постоянных покупателей. В такой аптеке можно приобрести всё, что необходимо. Конечно, у нас не все такие. Есть средние, но есть и близкие к идеалу.

КС: А какой должна быть площадь хорошей аптеки?

Хамит Бахтиев: 60–65 кв. метров — идеальная площадь для аптеки с закрытой выкладкой. У нас есть аптеки площадью более 80 кв. метров, но этого уже много, это лишнее.

КС: Какие качества цените в сотрудниках и сложно ли найти хорошего фармацевта?

Хамит Бахтиев: В этом смысле мне легче, я долго работал в государственной аптеке, и многие пришли после меня. Это люди старой закалки, они стараются каждый день, всё объясняют покупателям, всю душу вкладывают в работу. Человек должен работать с душой, тогда он действительно хороший сотрудник, а не так — пришел на работу, день провел — и ладно.

2016_09_интервью_Бахтиев_01_02.png

КС: Чем сотрудники старой закалки отличаются от нынешнего поколения?

Хамит Бахтиев: У них больше опыта и другое воспитание. Я не хочу сказать, что молодые работники плохие. У них потребности другие. Каждому покупателю предлагают лекарства дороже, лишь бы выручка была. А сотрудники старой закалки смотрят на человека, могут заменить лекарство на более дешевое, что‑то посоветовать. Они человечней. Нынешнее поколение — они какие‑то железные, больше гонятся за прибылью и меньше смотрят на человека.

КС: Какие качества цените в подчиненных?

Хамит Бахтиев: Чтобы честными были, к покупателям относились, как к своим родственникам, всё могли объяснить. Чтобы фармакологические знания были на высоком уровне.

КС: А есть ли у вас текучка кадров?

Хамит Бахтиев: Коллектив у нас постоянный, хотя и не маленький — работает около 100 человек. Текучки почти нет, уходят или на пенсию, или в декрет, увольняются очень редко.

КС: Как мотивируете сотрудников? Какова средняя зарплата?

Хамит Бахтиев: Около 25 тысяч рублей. Но есть фармацевты, которые и по 30–35 тысяч получают. Зарплата зависит от выручки, а выручка — во многом от района, в котором находится аптека.

При социализме главной ошибкой было то, что на окладах сидели люди. Сейчас лучше, система более гибкая, и люди могут зарабатывать больше.

КС: В чем специфика аптек в вашем регионе? Что лучше всего продается, есть ли товары-бестселлеры?

Хамит Бахтиев: У нас мало приезжих, и косметика, например, продается не очень хорошо. Лучше всего идут именно лекарства. Сердечные препараты очень хорошо продаются, потому что много хронических больных и сердечников.

КС: Сказалось ли на продажах замедление экономики?

Хамит Бахтиев: Конечно, выручка упала, но летом это обычное явление. Уже с середины августа обычно всё приходит в норму — рынок оживает, покупатели возвращаются из отпусков. У нас еще многое зависит от завода КамАЗ. Конечно, сейчас мы наблюдаем спад продаж, люди экономят даже на лекарствах.

КС: Можете привести цифры — насколько упала выручка?

Хамит Бахтиев: Примерно на 10 % по сравнению с 2015 годом. Но это всегда происходит летом. Да, в этом году падение немного больше, чем в прошлом. Но тогда доллар и евро начинали расти, и люди запасались, выручка была ощутимо больше, чем в предыдущие годы. В 2016 году по сравнению с 2014 выручка более-менее на том же уровне.

КС: Корректировали ли ассортимент?

Хамит Бахтиев: У нас всегда много недорогих лекарств, чтобы все могли выбрать по возможностям своего кошелька, поэтому здесь что‑то менять не пришлось.

КС: На рынке активно появляются лекарства-дженерики, в том числе отечественного производства. Как вы относитесь к их присутствию и сказывается ли это на здоровье потребителей?

Хамит Бахтиев: У населения должен быть выбор — или оригинал, или дженерик. А неэффективные препараты сами собой исчезают с рынка. Тут даже не экономика регулирует, а сами покупатели. Я помню, что не так давно на рынке было несколько препаратов-дженериков для сердечников. Сейчас этих лекарств уже нет — люди их просто не покупали, потому что не помогало. А нет спроса, и мы их не закупаем. Жизнь расставляет всё по местам.

2016_09_интервью_Бахтиев_01_03.png

КС: Недавно компания KPMG провела исследование, базируясь на опросе руководителей сетей. Итог был такой: участники рынка считают, что аптек слишком много, но при этом планируют расширять сети. Какова ваша позиция?

Хамит Бахтиев: Тут каждый решает сам для себя. У нас, например, пока нет планов выходить в другие регионы. Мы присутствуем в нескольких городах — кроме Набережных Челнов аптеки «АРМ» есть в Нижнекамске, Елабуге. Этого пока достаточно. Есть планы на расширение, но не количественное, а качественное. Где‑то нужно уменьшать затраты, чтобы прибыль увеличить. Где‑то купить помещение, которое сейчас в аренде.

КС: На рынке появилось много аптек-дискаунтеров. Как вести себя в условиях ценового демпинга?

Хамит Бахтиев: Мы стараемся держаться в своей нише. У нас всегда были низкие цены, но я не скажу, что мы — дискаунтер. Наше главное преимущество — сотрудники. Бывает, что у других покупают, и к нам приходят за объяснениями. В некоторых дискаунтерах всё поставлено на поток. У фармацевта столько‑то минут на обслуживание одного человека, вот они и стоят за прилавками как роботы. С больными не разговаривают.

У нас подход более душевный. К нам каждый день приходят бабушки и спрашивают — вот, купила лекарство, расскажите — как его использовать? И наш фармацевт пишет им прямо на пачке — как принимать эти таблетки, в какой дозе.

КС: Вы думаете, что это правильно, что фармацевты заменяют врачей?

Хамит Бахтиев: Не об этом речь. Там инструкция, но не каждый может в ней разобраться.

КС: Есть ли летняя специфика в выкладке товара, в ассортименте?

Хамит Бахтиев: Воды минеральной стало больше и средств от загара. Людям помогаем готовить аптечку для путешествий. У нас за границу без лекарств уже не едут, вот и приходят к нам перед поездками закупать средства — начиная от бинтов и зеленки и заканчивая специфическими лекарствами для хронических больных.

КС: Куда исчезли круглосуточные аптеки? Есть ли они в вашей сети?

Хамит Бахтиев: Была одна аптека, мы ее закрыли еще лет пять назад. Еще тогда сделали анализ на перспективу и поняли, что содержать такую аптеку будет нерентабельно. И с тех пор действительно всё подорожало — вода, электроэнергия. Открывать снова пока не планируем. Была одна задумка, возможно, осенью еще раз к ней вернемся.

КС: Какой бы хотели видеть сеть «АРМ» через 5 лет?

Хамит Бахтиев: Такой же стабильной. Чтобы люди нас уважали и знали. Чтобы мы свою марку не теряли, ну и бизнес был выгодным.

КС: А что вам в этом поможет?

Хамит Бахтиев: Прежде всего, коллектив — дружный и сплоченный.

3561 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.