Моральный кодекс - принципы этики и деонтологии в работе фармацевта
Николай Мортиков разбирается, для чего нужны этические нормы в работе провизоров и фармацевтов
Этическую составляющую бизнеса обычно рассматривают во вторую, а то и в третью очередь после таких ключевых понятий, как прибыль или рентабельность. Однако в специальностях, где действия профессионала оказывают особое влияние на жизнь людей, принято уделять внимание вопросам профессиональной этики. В этом ключе речь идет о педагогической, юридической и, конечно, о медицинской и фармацевтической этике. Однако есть ли в этом практический смысл, можно ли обучить профессиональной этике, и — главное — нужно ли?
Работать честно — работать долго
Одна из основных проблем российского бизнеса, на мой взгляд, заключается в том, что зачастую собственники, а вслед за ним и сотрудники не рассматривают дело, которым занимаются, как долгосрочное. А это ведет к ориентации на сиюминутную прибыль любой ценой. Отсюда может возникнуть заблуждение, что этика и бизнес несовместимы. Владимир Логинов, консультант по организационному развитию консалтинговой компании «Группа развития» (Москва), убежден, что не только фармацевтический, но и вообще любой бизнес — явление социально ориентированное, и беда тем руководителям, которые считают иначе. По мнению Владимира, только этичный бизнес в долгосрочной перспективе способен быть конкурентоспособным.
Полагать, что один бизнес более этичен, чем другой, было бы неверно. Однако неэтичное действие, скажем, в строительном или рекламном бизнесе воспринимается не так критично, как в фармацевтическом. Это обусловлено, в первую очередь, высокой степенью влияния действий сотрудников фармотрасли на жизнь и здоровье людей.
Владимир Корнюшин, директор информационно-аналитического центра MedInfoReview (Москва), рассказывает, что он — не только как консультант по вопросам аптечного бизнеса, но и как обычный покупатель — все чаще приходит к мысли, что этика, в том числе и профессиональная,— это практически врожденная черта. «Сформировать этические нормы у взрослого человека, убежденного в том, что «этика» — это лишь пустое слово, увы, нельзя»,— уверен Владимир.
Важно понимать, что профессиональная этика не берется откуда‑то извне — это прямое отражение норм и правил, принятых в обществе. И если для человека в повседневной жизни допустим, например, обман, то наивно было бы полагать, что в профессиональной деятельности он будет вести себя иначе.
Две стороны медали
Фармацевтический бизнес, несмотря на свою специфику, не перестает быть бизнесом, а следовательно, подразумевает прибыль и активные продажи. Юлия Прохорова, заведующая аптекой ООО «Авиценна» (Казань), отмечает, что люди, находящиеся на передовой этого бизнеса, являются «проводниками» между пациентами и врачами, должны уметь грамотно оценить и растолковать врачебное назначение пациенту, доступно проконсультировать пациента о действии лекарственного препарата, оказать доврачебную помощь и, если потребуется, направить к врачу.
От себя добавлю, что, с другой стороны, первостольники — это и коммерческие работники, у которых стоят планы продаж, существуют показатели результативности и заработная плата, зависящая от уровня продаж. Здесь‑то и возникает необходимость говорить о профессиональной этике. Ведь при ее отсутствии легко поставить коммерческие интересы над профессиональными.
Владимир Корнюшин, MedInfoReview (Москва), в статье «Профессиональная этика и деонтология фармацевта: прошлое, настоящее, будущее?» (Фармацевтический вестник № 30 (646), 2011) приводит следующий пример теста на профессиональную этику: «Попробуйте купить в аптеке антибиотик без рецепта. Процент аптек, поставивших продажи над профессионализмом, гарантированно окажется больше 50. А ведь любой фармацевт или провизор прекрасно знает: самолечение антибиотиками без контроля врача опасно для пациента своими побочными эффектами. Их применение с нарушением сроков приема и дозировки способствует развитию резистентных штаммов возбудителей заболеваний, в частности суперинфекций, что уже представляет опасность не только для жизни отдельного больного, но и социума в целом». Кроме того, такие действия неправомерны и с точки зрения закона. И, тем не менее, случаются.
Продажи и обман несовместимы ни в каком бизнесе, ни при каких условиях. Другое дело, что, придя за покупками в супермаркет, человек вооружен необходимой информацией и часто знает о потребляемых продуктах даже больше, чем продавец-консультант. «Аптечный же ассортимент неведом для большинства покупателей. И единственным проводником является первостольник, ассоциирующийся, безусловно, с медицинским работником»,— говорит Юлия Прохорова, «Авиценна» (Казань). Большинство посетителей совершают покупку в аптеке лишь после консультации с сотрудником первого стола, и такая ответственность подразумевает соблюдение профессиональных этических требований.
Вернемся к ситуации с антибиотиками. Потребители могут быть жертвами мифа о том, что вылечиться можно без последствий, если купить «сильный» антибиотик со сроком приема в несколько дней. И, с точки зрения этики, задача экспертов в лице фармацевтов и провизоров — не допустить дальнейшего распространения этого заблуждения.
Не любой ценой
От фармацевта требуется не только умение предложить нужное лекарство, понять потребности пациента и дать совет, но и совершить выбор, который в краткосрочной перспективе не всегда будет финансово выгодным.
Юлия Прохорова, ООО «Авиценна» (Казань), рассказывает, что случаи, когда фармацевту приходится отказывать посетителям аптеки в продаже лекарственных препаратов, происходят практически каждый день. Существует масса примеров, когда провизор отвечал отказом на просьбу ребенка продать ему обезболивающее средство «для мамы» или без наличия соответствующих рекомендаций врача.
При этом стоит отметить, что сами посетители не всегда относятся с пониманием к подобному проявлению ответственности. Я и сам однажды был свидетелем, как девушка, которой отказали в продаже противозачаточных таблеток без рецепта, ушла, громко хлопнув дверью, со словами «Это возмутительно! Пойду в другую аптеку! Считайте, что вы потеряли клиента!».
Этичность в аптечных продажах, на мой взгляд, всегда проявляется в ситуации выбора. Это могут быть ситуации, когда фармацевту приходится выбирать между тем, осуществлять ли продажу ЛС, и ситуации, когда нужно принять решение о замене выписанных врачом препаратов на их аналоги.
Наталья Лаптева, начальник отдела персонала сети аптек 36,7 °С (Нижний Новгород), считает, что границы профессиональной этики и деонтологии в работе фармацевта недостаточно четкие, а выяснение тонких и личных моментов при консультировании требует от первостольника зрелости его личности и чуткости. Юлия Прохорова, заведующая аптекой ООО «Авиценна» (Казань), также уверена, что в каждой ситуации первостольник должен действовать интуитивно, опираясь на свой опыт и здравый смысл, в соответствии с главным принципом врача: «Не навреди!», проявляя заботу и внимательность к посетителям аптеки.
Совершенно секретно?
Представьте еще одну ситуацию выбора: аптека возле дома, где посетители, как правило, одни и те же люди, живущие поблизости, жизнь которых разворачивается перед глазами первостольника. И вот в такую аптеку приходит юная девушка (с родителями которой первостольник тоже, разумеется, знаком) за тестом на беременность. Следует ли в этом случае первостольнику вмешаться, проявить заботу и сообщить семье? Или просто оформить покупку как ни в чем не бывало? Что является этичным в этом случае?
По мнению Юлии Прохоровой, заведующей аптекой ООО «Авиценна» (Казань), сотрудника аптеки от продавца в магазине отличает в первую очередь то, что он является специалистом в своей области, имеет высшее или среднее специальное фармацевтическое образование, которое совершенствуется в течение всей профессиональной деятельности, и вопрос этики и конфиденциальности является одним из фундаментальных в профессии провизора и фармацевта. Так что вмешательство в личную жизнь посетителей в данном случае недопустимо.
Наталья Лаптева, начальник отдела персонала сети аптек 36,7 °С (Нижний Новгород), поддерживает: «С моей точки зрения, ни в каких случаях фармацевт не имеет право вмешиваться в личную жизнь клиента, если только ситуация не прогнозирует явную опасность жизни или здоровью. Если девушка самостоятельно покупает тест на беременность, то это может говорить о том, что в отношениях с родителями нет доверия. И если фармацевт сообщит данную информацию родителям, то может обострить и без того напряженную ситуацию. Я бы посоветовала первостольнику при такой покупке обсудить самому этот вопрос с девушкой, поддержать ее и в случае необходимости предложить обратиться к нему за помощью».
Невмешательство в личную жизнь посетителей единогласно признается и поддерживается представителями профессии. А, следовательно, моральный выбор фармацевтов в похожих ситуациях будет заключаться в уважении и защите права клиентов на конфиденциальность.
В одной лодке
Посетители аптеки — люди разного возраста и статуса. У некоторых из них могут быть проблемы со здоровьем и, как следствие, обидчивость, раздражительность и недоверчивость. Об этом всегда следует помнить сотрудникам первого стола, и при общении с посетителями всегда проявлять максимум чуткости, внимания и такта. «Нередко и слово лечит, поэтому важно не только знать, что сказать, но и как это сделать. Некоторым посетителям свойственно желание поговорить о своих болезнях. Невнимание их обижает. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным качеством для сотрудника аптеки»,— считает Самсон Согоян, генеральный директор фармацевтической компании «Самсон-Фарма» (Москва).
Юлия Прохорова, «Авиценна» (Казань), убеждена, что задача сотрудников аптеки — оказывать доврачебную помощь и ни в коем случае не оспаривать авторитет лечащего врача. Критиковать назначения, самостоятельно ставить диагноз и назначать лечение не только неэтично, но и просто недопустимо. «Если что‑то непонятно, например, есть вопрос по дозировке, надо не полениться и позвонить врачу»,— уверена Юлия.
Самсон Согоян разделяет эту точку зрения и считает, что сотрудник аптеки не вправе критиковать назначение врача: он должен сделать все, чтобы пациент верил в эффективность лечения. По словам Самсона Согояна, посетители аптеки часто стремятся приобрести безрецептурные рекламируемые препараты, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. В этом случае первостольник должен в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях к применению лекарства, напомнить о вреде самолечения. При отпуске препарата необходимо напомнить о важности соблюдения режима приема и условий хранения препаратов.
Кодекс в студию! Этический кодекс российского фармацевта
По мнению Владимира Корнюшина, директора информационно-аналитического центра MedInfoReview (Москва), не все люди имеют внутреннее чувство этичности, поэтому существуют поведенческие нормы профессионального сообщества, имеющие законную силу и предусматривающие санкции за их нарушение: «У нас этого пока нет, поэтому сейчас в российском аптечном деле нельзя говорить о профессиональной этике, лишь о личных этических нормах отдельных первостольников».
Отсутствие профессиональной этики, по мнению Владимира, снижает чувство профессиональной гордости, а это мощнейший фактор демотивации, который уменьшает желание быть первостольником, а не продавцом «пилюлек», желание приходить в эту профессию и совершенствоваться в ней. Поэтому профессиональный кодекс нужен, но пока попытки принять его в РФ, по мнению Владимира, успехом не увенчались.
По словам Николая Беспалова, директора по исследованиям и консалтингу ЦМИ «Фармэксперт» (Москва), впервые в России этический кодекс фармацевтических работников появился еще в 1995 году — его предложила ассоциация «Росфарма», ныне уже не существующая. В 1996 специалисты ММА им. И.М. Сеченова (сейчас МГМУ им И.М. Сеченова) опубликовали другую версию кодекса, которая получила название «Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)». По мнению Николая, основной проблемой кодексов является их необязательность, более того, существующий документ большей части профессионального сообщества попросту неизвестен, не говоря уже о том, что никто не контролирует выполнение его положений.
Так что пока существующий ныне этический кодекс российского фармацевта носит лишь условный характер и жесткие этические стандарты в отрасли не закреплены.
Начать с себя
Кроме «Этического кодекса российского фармацевта», поведенческие нормы аптечных сотрудников регулируются законом «Об обращении ЛС», законом «О рекламе», законом «Об основах охраны здоровья граждан» и т. д. На мой взгляд, основная сложность не в том, чтобы разработать и описать нормы и правила, а в том, чтобы сделать их частью повседневной жизни. А в этом плане необязательно ждать, пока появится единый, всеми признанный документ. Достаточно отвечать за себя, помня, что один из базовых принципов этики учит относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
14242 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям