18+

В тесноте да не в убытке: нюансы организации маленькой аптеки

В тесноте да не в убытке: нюансы организации маленькой аптеки

В тесноте да не в убытке: нюансы организации маленькой аптеки

Владимир Давыденко о том, реально ли открыть полноценную аптеку на сравнительно небольшой площади, какие нормы при этом нужно соблюсти и чем придется пожертвовать

Законодательно минимальная площадь аптечных организаций в нашей стране не регламентируется уже около 13 лет: соответствующий пункт был исключен из «Правил отпуска лекарственных средств» (приказ Минздрава РФ № 80) в 2004 году. Годом ранее этот норматив заменил действовавшие с 1994 года стандарты, где минимальная площадь была также прописана.

Наши эксперты

Николай Беспалов

директор по развитию RNC Pharma

Елена Неволина

исполнительный директор «Аптечной гильдии»

Алексей Славич-Приступа

независимый консультант по аптечному маркетингу

Павел Хомяков

директор ОАО «Аптека № 142» (Белорецк)

Дмитрий Яговдик

руководитель аптечной сети ООО «Линия жизни» (Калининград)

В обоих документах был обозначен минимум в 90 кв. метров, однако в стандартах 1994 года он относился ко всем аптекам, а в 2003 году — только к аптекам готовых лекарственных форм. Метраж аптек, осуществляющих изготовление лекарственных препаратов, согласно «Правилам отпуска лекарственных средств» редакции 2003 года, составлял 117, а с правом готовить асептику — все 138 кв. м. Но главное — в два раза (с 20 до 42 квадратных метров) увеличился минимальный метраж торгового зала.

Нормы минимальной площади аптеки готовых форм в 1994 и 2003 году:

1994

Общая
площадь
Торговый зал Помещения хранения Помещения для приготовления ЛС Помещения персонала Помещение для получения дистил. воды Моечная комната Автоклавная
90 20 36 15 8 5 5 10

2003

Общая
площадь
Торговый зал Помещения хранения Помещения приемки Помещения персонала Шкаф для хозинвентаря Кабинет руководителя Гардеробная Санузел
90 42 20 4 8 2 8 4 2

За недолгое время своего существования обновленные нормы, по воспоминаниям современников, едва не убили добрую половину фармацевтического рынка. Не вписываясь в установленные рамки метража, предприниматели даже выкупали и переводили в нежилой фонд смежные со своими точками квартиры. К счастью для отрасли, чиновники вовремя одумались. С тех пор к вопросу о необходимой и достаточной площади аптек регулятор не возвращался.

«Маленькая» — это какая?

«Проблему минимального метража при разработке НАП мы обсуждали с Росздравнадзором, — рассказывает исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина, — и пришли к выводу, что даже по санитарным нормам минимальная площадь сегодня не может быть менее 12 метров для аптечного киоска или пункта. Не менее 8 метров по СанПиН предусматривается для организации рабочего места одного сотрудника. С учетом необходимости разместить оборудование и выходит эта норма».

Эти слова относятся к аптечным киоскам и пунктам. Чисто теоретически современное законодательство не мешает предпринимателю открыть на сопоставимой площади и полноценные аптеки. Однако на практике это, конечно, невозможно. Очевидно, что открывать аптеку на 12–20 квадратных метрах, на которых можно разместить аптечный киоск, для аптеки просто нет смысла — во‑первых, из‑за ассортимента, который, в сравнении с киоском и пунктом, здесь шире и требует более сложной системы хранения.

Во-вторых, ограничения накладывают утвержденные нормы функционального зонирования помещений. Наиболее актуальная их версия содержится в недавно принятых НАП и НПХП.

«Согласно этим стандартам, независимо от вида каждая аптечная организация должна иметь три обязательные зоны: для приемки и карантинного хранения товара, раздельного хранения одежды работников, а также торговли (с обеспечением мест хранения, куда не имеют доступа покупатели), — комментирует исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. — Все остальные зоны аптеки организуют лишь при необходимости».

То есть руководитель предприятия может создать дополнительные спецучастки, а вот отказаться от перечисленных не в праве. Разместить всё это в небольшом помещении — задача непростая, особенно если мы хотим создать удобные условия работы, когда покупатели и сотрудники не теснятся друг у друга на головах.

Некоторые лазейки для «уплотнения» дают сами нормы НАП, на которых теперь будет основана процедура лицензирования. Так, при наличии в здании смежных организаций, они позволяют использовать общий санузел. Один-два «квадрата» — это, конечно, не так много, но на освободившейся площади вполне можно организовать несколько полок, поставить высокий стеллаж или шкафчики для одежды. Обойтись можно и без кабинета заведующей аптекой.

Ассортимент и логистика: отсекаем лишнее

«В условиях ограниченной площади очень важно чётко понимать, какой ассортимент будет реализовывать аптека, сможет ли она на чём‑то специализироваться или имеет смысл сосредоточиться только на наиболее востребованных продуктах», — говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

Следуя этой логике, некоторые владельцы аптечного бизнеса поступают радикально. «В своей сети мы решили отказаться от реализации дорогих ЛС, стоимость которых превышает 1500 рублей, — рассказал директор ОАО «Аптека № 142» из башкирского города Белорецка Павел Хомяков, — анализ динамики продаж показал, что лекарства этой ценовой категории мало востребованы покупателями. Но при этом мы сохранили для клиентов возможность заказать у нас любой препарат, и мы в кратчайшие сроки доставим его в нужную торговую точку».

В качестве факторов, влияющих на ассортиментную политику маленьких аптек, Николай Беспалов называет локализацию аптеки, наличие в непосредственной близости ЛПУ, а также поликлиник конкурентов.

Еще один способ сэкономить площадь — оптимизация логистики и сотрудничество с такими интернет-сервисами, как Apteka.ru, — они, помимо прочего, помогут привлечь дополнительных клиентов.

Не имеем — не храним

С отказом от тех или иных ассортиментных позиций тесно связана еще одна потенциальная возможность сократить используемые площади: не имея в продаже определенной категории ЛС, мы можем не оборудовать для них специального места хранения.

Соответственно, если вы не торгуете наркосодержащими препаратами, не нужно выделять зону для них. А вот от препаратов, требующих холодного и прохладного режима, отказаться не удастся, так как они входят в минимальный ассортимент. В больших аптеках для этих двух типов часто используют разные холодильники. Однако современные фармацевтические холодильники поддерживают температуру от 1 до 20 градусов и способны обеспечивать разные режимы в камерах. Поэтому, вложив чуть больше средств, можно обойтись одним холодильником и сэкономить пространство.

Коррективы в планировку «мини-аптеки» внесут требования НАП о карантинных зонах хранения (об их организации мы написали подробный материал).

Все административно-бытовые помещения, согласно НПХП, должны быть отделены от зон хранения лекарственных препаратов. Зато для организации последних далеко не всегда требуются отдельные помещения для разных групп товаров. Во многих случаях нормотворцам и проверяющим не важно, где именно находятся те или иные зоны, — главное их фактическое наличие. Ничего в стандартах не говорится и о том, что это должны быть отдельные комнаты, поэтому на практике можно вполне обойтись полкой или шкафчиком с соответствующей маркировкой:

«В нашей организации все зоны обозначены графически, так как иначе они не слишком заметны и понять, что это карантин, можно, лишь прочитав об этом, — рассказал Дмитрий Яговдик, руководитель аптечной сети ООО «Линия жизни» (Калининград). — Зона приемки у нас тоже организована внутри помещения, грубо говоря, на входе. И она тоже промаркирована».

Строгие правила в НПХП предусмотрены лишь для лекарств, оборот которых находится под особым контролем. Ничего нового для опытных аптечных работников здесь нет: наркосодержащие, психотропные ЛС, препараты с содержанием сильнодействующих и ядовитых веществ должны храниться в технически укрепленных помещениях. А если лицензии на реализацию такого товара у точки нет, можно поступить прямо противоположным образом — и вообще отказаться от хранения ЛС в выделенном помещении. При условии, что торговый зал достаточно велик, товар можно хранить на витринах и стеллажах, слегка увеличив полки ради большей вместимости. Недоступную для покупателей зону в таком случае организовывают позади прилавка, за спиной фармацевта. Очевидно, что такой подход не позволит аптеке иметь большие запасы, но в случае регулярных отлаженных поставок он имеет право на существование.

Витрины прежде всего

Для маленькой торговой неправильная организация торговой зоны может быть весьма болезненной. Если торговое пространство «перегружено» и у людей возникают хотя бы малейшие трудности доступа к товарам (плохой обзор, толчея, загруженность персонала), оборот торговой точки может упасть вдвое, считает специалист по фармацевтическому маркетингу Алексей Славич-Приступа. И наоборот: свободный доступ к полкам повышает продажи на 30–70 %. Это показывает, насколько важно обеспечить покупателю свободу передвижения, исключить давку у прилавков и образование очередей. Поэтому под торговый зал следует выделять максимально возможную площадь.

Но, как говорит Алексей Славич-Приступа, целесообразный формат аптеки сильно зависит и от торгового потенциала конкретной точки:

«Грубо говоря, вместе с очень хорошей проходимостью можно рискнуть организовать открытый доступ даже на 25–30 квадратных метрах зала, а в аптеке спального района это, как правило, неэффективно при любой доступной площади. Кроме того, важные факторы — информированность потребителей об ассортименте, широта их потребностей и уровень жизни в конкретном населенном пункте. Но могу сказать совершенно точно: если зал совсем маленький, меньше 20 «квадратов», почти наверняка самообслуживание себя не оправдает».

Для определения эффективности использования «продающего» аптечного пространства эксперты советуют пользоваться коэффициентом установочной площади — это отношение площади, занятой под оборудование, к общей площади торгового зала. Оптимальным считается значение в диапазоне от 0,25 до 0,35. Если получается больше, значит, зал перегружен и покупателям в нем приходится несладко.

Краткая инструкция по открытию небольшой аптеки от Дмитрия Яговдика

  1. Первое и главное — соблюсти три правила торговли: место, место и еще раз место. Если у вас нет потока покупателей (трафика), у вас нет выручки. Поэтому к размещению аптеки нужно относиться очень внимательно.
  2. Затраты на старте. Их обязательно нужно посчитать еще до запуска бизнеса. Обычно самые затратные статьи после зарплаты — это аренда и налоги. Всё это, разумеется, нужно просчитать еще до открытия. Как показывает практика, самый большой в начале — налог на фонд заработной платы. Но у маленьких аптек обычно не очень большой штат. Налог на вмененный доход напрямую зависит от площади зала, так что и здесь у небольших точек есть некоторое преимущество. И еще нюанс: если в деле вы новичок, договоры с вами основная масса дистрибьюторов заключит вначале только по предоплате, и это обязательно нужно учитывать.
  3. Средний чек — еще один обязательный предмет анализа. Для небольших региональных аптек он составляет примерно 250–300 рублей. В каждом регионе доход организации зависит от установленного уровня наценок на ЖНВЛП, но с учетом специфики и очень плотного рынка, обычно это не более 30 %, то есть 57 рублей 70 копеек. А дальше математика, второй класс: один покупатель приносит 57,70. Сколько у меня должно быть клиентов, чтобы я покрыл свои затраты?
  4. Следующее, о чем обязательно нужно подумать, — это товарный запас. Для начала он должен составлять где‑то 200 % выручки. То есть, если вы хотите продавать на 1 млн рублей в месяц, вам придется иметь запас (вложенные средства) в 2 млн рублей. Со временем товарный запас вы научитесь уменьшать.
  5. У вас есть помещение, бизнес-план и настрой. Отлично! Как мы уже поняли, площадь при этом особого значения не имеет. Единственное ограничение — здравый смысл. Вы должны разместить минимальный ассортимент, два холодильника (2–8 °С и 12–15 °С), закрывающиеся шкафчики, компьютер, кассу, уборочный инвентарь, одежду работника, термометры, гигрометры. Вся мебель обычно изготавливается по месту, так что затраты варьируются в зависимости от ситуации. Оборудование же вы покупаете либо берете в аренду. Обычно это где‑то 300–500 тысяч рублей (кондиционер, если это отдельное помещение, просто необходим). И обязательно сохраните документы на всю технику, особенно на холодильники!
  6. Когда есть помещение, оборудование и люди, идем в Роспотребнадзор и пишем заявление. В течение 30 дней к вам выйдут и дадут заключение. Кроме оборудования вам на этом этапе требуются договоры с предполагаемыми поставщиками (хотя бы о намерениях) и масса внутренних документов и приказов, самые простые из которых — журналы для записи температуры и влажности в помещении. Всё это лучше попросить у коллег или купить у профессионалов.
  7. С полученным заключением Роспотребнадзора, с заявлением и необходимыми документами (аренда, документы на оборудование, специалистов и пр.) идем в службу лицензирования. В течение 60 дней специалисты проведут осмотр аптеки и, если всё в порядке, выдадут лицензию.
  8. Всё, можно работать!!! Компьютерные программы учета, заказа, анализа обязательны. Крайне советую не вести справочник самостоятельно, а использовать программный и фиксированный!
  9. P. S. Пункты номер 5, 6, 7, если вы делаете это первый раз, лучше за деньги доверить профессионалам.

31458 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.